Педагоги республики Мордовия встретились с автором новой линейки учебников по истории России

Педагоги республики Мордовия встретились с автором новой линейки учебников по истории России

Новые учебники и проблемы исторического образования в школе обсуждали 30 сентября учителя и методисты республики Мордовия в рамках конференции «История индустриализации и индустриальное наследие России в контексте междисциплинарных исследований: информационные подходы и модели», которая прошла в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П. Огаревапри поддержке Министерства образования Республики Мордовия.
О новых направлениях в школьном изучении истории мордовским педагогам рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» и один из авторов новой линейки учебников по истории России Александр Данилов. 
В течение ближайших лет в российских школах будет осуществлен окончательный переход на новую структуру исторического образования. С переходом на новые учебники школьников ожидает более подробное изучение исторических периодов, которое позволит им как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов, сравнительного анализа. Новый формат учебников открывает перед школьниками возможности для выработки собственной точки зрения по сложным вопросам на разных этапах истории России, а также для самостоятельного поиска материала и организации проектной работы в классе. 
«Единство нашего прошлого для всех народов и территорий страны – один из основных мотивов, отраженных в новых учебниках истории, - отметил А. Данилов. – История России в учебниках теперь начинается не с образования Древнерусского государства, а гораздо раньше, с появления первых культур на территории современной России. Мы начинаем изучение материала с тех стоянок, которые расположены на территории всей современной Российской Федерации – это и Денисова пещера на Алтае, и Аркаим («Страна городов» на Южном Урале в Челябинской области), и крымские находки, которых очень много».
Такой подход, по словам ученого, позволил более подробно показать развитие разных регионов: в учебниках есть целые разделы, которые посвящены истории, культуре, быту народов нашей страны. Например, показано многовековое сосуществование и взаимодействие славянской и тюркской цивилизаций, традиционные верования в истории народов Поволжья, дан образ тюркско-татарских и финно-угорских народов как государствообразующих этнических групп современной России и т.д.
Автор учебников также сделал акцент на необходимости разработки региональных учебников истории, которые будут созданы на основе историко-культурного стандарта и станут органичной частью нового УМК по отечественной истории. Работа над такими учебниками уже идет в ряде регионов страны, например, в республике Ингушетия, республике Чувашия, Челябинской области, Красноярском крае и др. 
Александр Данилов от имени руководства издательства поздравилс 85-летием Мордовский государственный университет, с которым «Просвещение» связывает тесное сотрудничество. 
СПРАВОЧНО
Линия учебников по отечественной истории разработана под научным руководством ректора МГИМО, академика РАН А.В. Торкунова. Она соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента России.
Выпущено 11 учебников для учеников 6-10 классов общим объемом 1547 страниц. Книги содержат 1048 иллюстраций, характеристику 842 персоналий отечественной и зарубежной истории, объяснение более 400 понятий, более 100 исторических карт и схем.