Выступление Министра социальной защиты населения Республики Мордовия на расширенном республиканском совещании по подведению итогов 2015 года

Уважаемые коллеги, участники совещания!

Сегодня мы подводим итоги прошедшего 2015 года, который, как и предыдущий, оказался достаточно напряженным. В настоящее время Россия находится в сложном периоде своей истории: разорваны годами выстраиваемые торгово-экономические связи, национальная экономика испытывает сильнейшее внешнее давление, введены экономические санкции. Произошло ослабление рубля и всплеск инфляции,  что привело к снижению реальных денежных доходов населения. Тем не менее, несмотря на все эти объективные сложности, нам удалось по многим направлениям достичь поставленных целей, реализовать основную задачу, озвученную и Президентом России, и Главой Республики Мордовия: социальные обязательства перед населением выполнены в полном объеме, расходы на социальную политику не сокращены. Поэтому, прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за каждодневный, созидательный и результативный труд, за поддержку и понимание при введении новаций в сфере социальной защиты населения.

Ключевыми документами, формирующими стратегический приоритет и перспективы нашей деятельности, являются Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию.

Президент России в Послании Федеральному Собранию отмечал, что «…система социальной помощи должна стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны».

Правовое регулирование сферы социального обслуживания граждан не изменялось практически 20 лет, с момента принятия в 1995 году двух Федеральных законов №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

За это время существенно изменились условия жизни и у людей появились новые потребности, которые в свою очередь требуют новых технологий социального обслуживания. В этой связи возникла необходимость в модернизации и дальнейшем развитии системы социального обслуживания, ее адаптации к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

Вступивший в 2015 году в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определил направления развития и изменения подходов к оказанию социальных услуг.

В прошлом году наше итоговое совещание мы начинали с постановки первоочередных задач в соответствии с нормами Федерального закона №442-ФЗ. Сегодня уже можно констатировать первые результаты функционирования системы социальной защиты населения в условиях обновленного законодательства в сфере социального обслуживания.

Степень развития социальных услуг является существенным показателем качества жизни человека. Именно поэтому социальное обслуживание граждан является одним из приоритетных направлений.

Новый перечень социальных услуг разработан на основе проведенного анализа предоставляемых услуг. В него включены как новые виды услуг, так и все оказываемые до 31 декабря 2014 года социальные услуги. Утвержден порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия, а также стандарты их предоставления.

Мы многое сделали для улучшения социального обслуживания граждан, активного развития служб срочной социальной помощи и мобильных служб социальной помощи на селе. Этой важной работой сегодня занимаются  68 отделений социальной помощи на дому, 2 отделения дневного пребывания для пенсионеров, 25 служб срочной социальной помощи, 24 мобильные бригады, почти тысяча (956) социальных работников. В 28 стационарных учреждениях социального обслуживания проживают более 2000 граждан пожилого возраста, инвалидов, несовершеннолетних. Несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, социальные услуги встационарной формепредоставляются в пяти специализированных учреждениях; вполустационарной форме– в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями при Комплексном центре социального обслуживания по городскому округу Саранск и в дневном отделении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в реабилитации, при ГКУ «Социальная защита населения по Старошайговскому району Республики Мордовия».

Подготовлен и опубликован реестр поставщиков социальных услуг, а к 1 марта 2015 года полностью завершена большая работа  по формированию регистра получателей социальных услуг. На 1 января 2016 года в регистр включены более 14000 получателей социальных услуг.

Федеральный закон №442-ФЗ среди основных направлений деятельности учреждений социального обслуживания обязывает особое внимание уделять формированию доступности социальной и информационной инфраструктуры, предоставлению людям с ограниченными возможностями необходимых условий для равноправного участия в жизни общества - в целях повышения уровня и качества их жизни.

В 2015 году в стационарных организациях социального обслуживания социальные услуги получателям предоставлялись в соответствии синдивидуальными программами и стандартом предоставления социальных услуг.

В учреждениях более 50% проживающих - это инвалиды первой группы, инвалиды-колясочники, лица пожилого возраста с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с требованиями статьи 19 федерального закона №442-ФЗ в рамках государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы» продолжалась работа по обеспечению проживающим возможности самостоятельного передвижения по территории организаций социального обслуживания и оборудованию мест для отдыха, по обустройству входа-выхода пандусами, а также поручнями для перемещения внутри зданий (в том числе для передвижения в креслах-колясках).

В целях соблюдения стандартов предоставления социальных услуг и выполнения требований к их качеству актуальными остаются вопросы укрепления материально-технической базы стационарных организаций социального обслуживания путем проведения капитального ремонта зданий и сооружений, приобретения современного оборудования и мебели за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках государственных программ и  за счет внебюджетных источников.

Всего за 3 последних года при проведении капитального ремонта, в том числе обеспечении доступности среды для маломобильных групп населения, освоено более 124,0 млн. рублей. Проведены капитальные ремонты жилых корпусов в 11 стационарных учреждениях социального обслуживания  - это 39% от их общего количества. Объем выделяемых средств на улучшение материально- технической базы системы социального обслуживания значителен, внимание и поддержка в этом вопросе со стороны республиканской власти не ослабевает. Наша задача – своевременно осваивать финансовые средства, контролировать соблюдение сроков и качество выполнения работ. В текущем году  мы планируем завершить работы по капитальному ремонту зданий Потьминского детского дома-интерната для умственно отсталых детей» и Большеберезниковского психоневрологического интерната.

Нельзя не отметить грамотно организованную и проведенную согласно сформированным планам мероприятий информационно-разъяснительную работу в связи с вступлением в силу Федерального закона №442-ФЗ. Консультации и разъяснения предоставлены как получателям социальных услуг с длящимися правоотношениями, т.е. уже находящимся на социальном обслуживании, так и иным заинтересованным физическим и юридическим лицам.

На постоянной основе проводится разъяснительная работа с сотрудниками и руководителями государственных стационарных учреждений по порядкам предоставления социальных услуг, соблюдению стандартов предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в рамках реализации Федерального закона.

 

Значимым событием уходящего года в социальной политике государства стал Всероссийский форум социальных работников, прошедший  в марте в Ярославле. По итогам Форума Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев сделал ряд поручений, направленных на совершенствование системы социального обслуживания населения.

Одно из них касалось проведения проверки всех стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, граждан пожилого возраста и инвалидов с целью ликвидации аварийных и ветхих зданий.

Проведённое обследование показало, что учреждений социального обслуживания, располагающихся в таких зданиях, в Мордовии нет, однако ряд учреждений размещены в помещениях с деревянными перекрытиями и перегородками.

Трагические события последних лет призывают обратить особое внимание на соблюдение требований пожарной безопасности  в стационарных учреждениях социального обслуживания, особенно в зданиях с повышенной степенью пожароопасности.

За последние 7 лет (с 2009 года) проведена большая работа по обеспечению пожарной безопасности в подведомственных учреждениях. Вместе с тем, даже при самых надежных системах пожарной сигнализации, обеспечение оперативной эвакуации проживающих в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, во многом зависит от грамотно организованных совместных действий персонала, особенно  дежурных в ночное время, и получателей социальных услуг. Достичь этого можно только в ходе системного проведения практических тренировок и инструктажей сотрудников, ответственных за пожарную безопасность.

В связи с этим приказами по Министерству утверждены дополнительные меры по усилению работы, направленной на устранение причин и условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, особенно в период проведения праздников. Установлена ежемесячная периодичность проведения практических тренировок.

В конце прошлого года сотрудниками территориальных отделов Главного управления МЧС России по Республике Мордовия организованы инструктивные совещания и практические тренировки по отработке действий персонала при возникновении чрезвычайной ситуации.

Обращаю ваше внимание на необходимость продолжения проведения профилактической работы среди сотрудников и проживающих о действиях при возникновении пожара, в том числе проведения не реже одного раза в полугодие совместных с территориальными отделами Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия практических тренировок по отработке планов эвакуации, с задействованием систем автоматической противопожарной защиты, телефонной связи, проверкой работоспособности противопожарного водоснабжения и состояния путей эвакуации, занятий по отработке практических навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

Отраслевому отделу обеспечить координацию и контроль выполнения данных мероприятий. Продолжить практику проведения внеплановых (внезапных) выездов в учреждения с целью оценки состояния пожарной безопасности,  проверки знаний руководителя, сотрудников учреждения и проживающих о порядке действия при возникновении пожара и необходимых навыков применения средств пожаротушения.

Кроме того, в ноябре 2015 года проведены дополнительные совместные проверки обеспечения пожарной безопасности, даны рекомендации по устранению выявленных недостатков и реализации дополнительных компенсирующих мероприятий.

Необходимо продолжить работу по их своевременному выполнению, особенно в зданиях с 4-5 степенью пожароопасности (деревянные строения, здания с деревянными перекрытиями и перегородками). В том числе предлагаю совместно с территориальными отделами Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия рассмотреть возможность создания добровольных пожарных дружин из числа сотрудников учреждения и жителей близлежащих населенных пунктов.

Наша задача – создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия, здоровый социально-психологический климат. Учреждения социального обслуживания могут и должны стать родным домом для ветеранов, нуждающихся в их помощи.

Решению проблемы очередности на помещение пожилых граждан и инвалидов в дома-интернаты, особенно психоневрологического профиля, было уделено внимание и на Форуме в Ярославле, и на Заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста».

В республике существует очерёдность для помещения на социальное обслуживание только  в стационарные учреждения психоневрологического профиля. Меры по сокращению очередности уже принимаются: на базе Потьминского детского дома-интерната создано отделение социальной реабилитации для инвалидов молодого возраста, в которое из действующих психоневрологических интернатов переведены инвалиды молодого возраста, что позволило снизить очередность.

Для увеличения коечной мощности действующих психоневрологических интернатов нам необходимо продумать и подготовить предложение о возможности перепрофилирования одного из домов-интернатов в специализированный психоневрологический дом-интернат, что в конечном итоге даст возможность ликвидировать очередность полностью.

Предоставление социальных услуг на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Их получателями за 2015 год стали 6 тысяч человек. На каждого были разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг, а также заключены соответствующие договоры на получение социальных услуг по новой форме.

Следует отметить, что положение получателей социальных услуг не ухудшено по сравнению с условиями, действующими до 1 января 2015 года. Наоборот, как показывает практика, у получателей социальных услуг появились новые возможности, теперь они могут самостоятельно решать, какими услугами воспользоваться, и какого поставщика услуг выбрать.

Кроме того, ожидается, что в связи со  старением населения, число получателей социальных услуг будет расти, нагрузка на одного работника увеличится.

В целях осуществления контроля за выполнением работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на дому министерством ежегодно доводятся до подведомственных государственных учреждений контрольные показателипо предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, определяющие нижний порог числа граждан, ежемесячно состоящих на обслуживании, а также минимальное количество человек, обслуженных каждым из учреждений в течение года.

Для выполнения данных показателей необходимо грамотную организовать работу по предоставлению социальных услуг, а также выстроить вертикаль контроля за выполнением ежемесячных показателей, доведенных министерством, первым уровнем которой должны быть заведующие соответствующими службами госучреждений, вторым – директора, а координировать все это и при необходимости вносить предложения по мерам воздействия должен отраслевой отдел министерства.

В 2015 году контрольные показатели выполнены в полном объёме. Так, число получателей социальных услуг составило 6220 человек, норматив числа получателей услуг на 1 социального работника, запланированный «дорожной картой» (6,3), перевыполнен и достиг 8 человек. Удельный вес граждан, получивших социальные услуги, - 100 %, что говорит об отсутствии очередности при предоставлении социальных услуг на дому. Однако это не повод для самоуспокоения, нам есть к чему стремиться.

В этой связи необходимо продолжить развитие системы предоставления гражданам социальных услуг с учетом их индивидуальной потребности; организовать работу по выявлению нуждаемости, принять скоординированные и системные действия в этом направлении.

За 2015 год уже накоплен определенный опыт работы в условиях действия нового законодательства и сегодня крайне важно на постоянной основе осуществлять мониторинг населения с целью выявления социально уязвимых граждан, а также увеличить количество обслуживаемых граждан за счет расширения спектра оказываемых услуг (разовые услуги, краткосрочные).

Планомерно осуществляемая работа по предоставлению гражданам срочных социальных услуг позволила  в прошлом году на бесплатной основе обслужить 8380 человек, получивших продукты питания, одежду, обувь, социально-психологические и социально-правовые консультации.

Немаловажно, что в Мордовии в учреждениях различных форм социального обслуживания реализуются мероприятия общественного контроля, осуществляемого путем анкетирования и организации Общественным советом при Минсоцзащиты Республики Мордовия проведения независимой оценки качества социальных услуг. Перечень государственных учреждений, подлежащих независимой оценке в конкретном календарном году, ежегодно утверждается Общественным советом.

В 2015 году независимая оценка качества оказания услуг проведена Саранской городской общественной организацией «Ассоциация интеллектуально-творческой молодежи» в отношении 5 учреждений социальной защиты населения и 6 стационарных учреждений, занявших нижние строчки в рейтинге по итогам независимой оценки, проведенной в 2014 году, что составило 20 % от общего количества подведомственных учреждений.

В период с марта по октябрь 2015 г. оператором проведено анкетирование 343 получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и стационарного социального обслуживания.

По итогам независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в 2015 году уровень удовлетворенности качеством оказания услуг составил 90,3%.

Необходимо отметить, что  Общественный совет при Минсоцзащиты Республики Мордовия создан в 2013 году и в этом году истекает срок его полномочий.

В этой связи нужно обеспечить формирование состава Общественного совета второго созыва в соответствии с Порядком создания общественного совета при исполнительном органе государственной власти Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2011г. №111 и продолжить проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания в 2016 году.

Директорам подведомственных государственных учреждений принять меры по обеспечению своевременной реализации Планов мероприятий по улучшению качества работы на 2016 год.

 

Эффективность системы социального обслуживания определяется соотношением бюджетных  средств, направленных на их оказание, объемом и качеством предоставляемых услуг. На эффективность предоставляемых социальных услуг влияет ряд обстоятельств, первое из которых – наличие конкурентной среды.

В начале 2014 года в республике был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в Республике Мордовия. На федеральном уровне в сентябре 2015 года утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, разработанный в целях установления системного и единообразного подхода к созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.

С учетом положений и рекомендаций данного Стандарта мы разработали и утвердили отраслевой План мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции на рынке социальных услуг в Республике Мордовия.

На сегодняшний день на рынке социальных услуг конкуренция развита крайне слабо (можно сказать отсутствует): монопольными поставщиками социальных услуг являются государственные учреждения. Слабая конкуренция определяется отсутствием альтернативных поставщиков услуг, которыми потенциально являются коммерческие и некоммерческие организации.

Развитие частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания является действенным механизмом развития конкуренции на рынке социальных услуг.

В настоящее время разрабатываются и реализуются меры, направленные на расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг. В республике созданы все условия для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем предоставления субсидий из средств республиканского бюджета Республики Мордовия, субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания, выплаты компенсации поставщикам социальных услуг части расходов, понесенных при оказании социальных услуг в установленном порядке.

В  2015 году в реестр поставщиков социальных услуг включены две некоммерческие организации (МРООО Инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны», Некоммерческая организация «Правозащитный центр»).

Требуется активизировать работу по привлечению некоммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей) в сферу социального обслуживания населения; оказывать содействие социально ориентированным некоммерческим организациям по развитию их социальной направленности.

Необходимо изучить результаты практического опыта регионов в сфере оказания социальных услуг некоммерческим сектором, в частности в Республике Башкортостан; развивать альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста (совершенствование деятельности мобильных социальных служб (мобильных бригад) и развитие службы сиделок).

В то же время, необходимо помнить об эффективности использования бюджетных средств. С этой целью необходимо вернуться к вопросу по установлению целевых показателей эффективности использования субсидий, предоставляемых НКО из средств республиканского бюджета. Показатели должны отражать целевую направленность меры государственной поддержки, непосредственные результаты ее предоставления. Поручаю проработать данный вопрос начальнику планово-экономического отдела, начальнику  отдела по правовой работе и организации торгов во взаимодействии с руководителями отраслевых отделов.

 

Одна из постоянных целей, находящихся в приоритете – обеспечение стабильного и поступательного развития демографической ситуации, системы поддержки детей, семьи.

В нынешнем Послании Государственному Собранию Глава Республики Мордовия особо отметил: «Ежегодно мы отмечаем в Мордовии увеличение численности детей, родившихся в семьях вторыми, третьими и последующими. Это постепенный возврат к ценностям многодетной семьи, которые всегда были в основе семейной жизни нашего народа».

Этому способствовало введение ряда мер поддержки семей с детьми, включающих федеральный и республиканский материнский (семейный) капиталы, ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка и последующих детей, выплачиваемую ежемесячно в первые три года ребенка и по своему размеру сопоставимую с материнским капиталом.

В 2015 году размер республиканского материнского капитала в очередной раз был проиндексирован и составил: 116,3 тыс. рублей при рождении третьего ребенка, 139,6 рублей при рождении четвертого ребенка и 174,5 рублей - пятого и последующих детей.

За четыре года более 3-х тысяч семей Мордовии, имеющих трех и более детей, получили сертификаты на республиканский материнский (семейный) капитал (3099 сертификатов); с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала обратились 556 семей (18,0% от численности семей, получивших сертификаты).

Основная доля поданных заявлений (552 семьи  или 99,3% от численности семей, подавших заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в т.ч. в 2015 году – 304 заявления)свидетельствует об их направлении на улучшение жилищных условий. На образование детей принято 4 заявления; о распоряжении на формирование накопительной части трудовой пенсии заявления не поступали. Общая сумма выплат составила более 41 млн. рублей из средств республиканского бюджета Республики Мордовия. 

Несомненно, значительную роль в росте показателей рождаемости, отмеченных Главой республики, и, собственно, вклад в их достижение внес новый инструмент поддержки семей с детьми – ежемесячная денежная выплата на третьего и последующего ребенка, которую в Мордовии получают более 2-х тысяч семей (2471получатель).  Данная мера социальной поддержки, реализуемая с 2013 года, дополняет действующую систему государственной поддержки семей с детьми и направлена на повышение уровня рождаемости за счет увеличения третьих и последующих рождений.

Особо хочу отметить, что ценности многодетной семьи всегда были в основе культуры нашего народа. Главой Республики Мордовия В.Д. Волковым принято решение о продолжении выплаты и индексации регионального материнского капитала, ежемесячных пособий на третьего и последующих детей, а также выплаты студенческим семьям с детьми в размере республиканского прожиточного минимума.

Перед государственными казенными учреждениями по социальной защите населения остается актуальной задача качественного и своевременного формирования личных дел граждан, имеющих право на получение сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал, при рождении третьего и последующих детей, а также тех граждан, которые приняли решение об использовании данных средств на выбранные ими цели в соответствии с действующим законодательством. Отраслевому отделу министерства держать вопрос на особом контроле во избежание несвоевременного перечисления средств республиканского  материнского (семейного) капитала гражданам.Кроме того, указанному отделу в срок до 1 апреля 2016 года надо подготовить и внести изменения в План мероприятий по повышению рождаемости в Республике Мордовия на период 2015-2018 годы в части корректировки мероприятий и основных показателей рождаемости.

Задача своевременной выплаты всех видов пособий семьям с детьми является очень насущной сейчас, а тема семьи, родительства, детства стала одной из ключевых в последних Посланиях Президента Российской Федерации и Главы Республики Мордовия. В.Д. Волков отметил, что решающую роль в повышении рождаемости играет «создание комфортной среды для проживания семей с детьми. Поэтому охрана материнства и детства должна рассматриваться как приоритетное направление. Эти положения четко прописаны в Концепции семейной политики в Республике Мордовия до  2025 года и в «дорожной карте» по ее реализации на ближайшие три года.

Утвержденный в республике План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции семейной политики в Республике Мордовия до 2025 года включает мероприятия, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции; развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Семья, материнство, отцовство, детство, утверждение нравственных устоев семьи должны стать главной ценностью и приоритетной заботой государства и общества, и решать эту проблему надо только сообща. Проведение мероприятий, направленных на повышение ценности семьи, создание условий, способствующих ее развитию, их информационную поддержку будет продолжено и в этом году.

Приоритетным направлением в работе органов социальной защиты населения является поддержка социально-незащищенных семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и безнадзорности, реабилитация несовершеннолетних.

Сегодня на учете в  государственных казенных учреждениях по социальной защите населения состоят 2285 семей в социально опасном положении, воспитывающих 3743 детей.

Нельзя не отметить тот факт, что благодаря проводимой работе число таких семей постепенно снижается.

За три года комплексного подхода к профилактике семейного неблагополучия поставлены на учет около полутора тысяч семей, но при этомболее 2-х тысяч семейсняты с учета в связи с улучшением обстановки в семье, трудоустройством родителей, их отказом от вредных привычек, восстановлением детско-родительских отношений.  Самое большое количество семей сняты с учета в Большеигнатовском, Кочкуровском Лямбирском, Рузаевском и Темниковском муниципальных районах.

Работа по решению проблем семейного неблагополучия должна осуществляться на основе системного подхода к каждой категории семьи. Очень важным является выявление таких семей и конкретных проблем в них на ранней стадии. Вторым шагом должна стать помощь в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций; социальный патронаж; реабилитационная работа с асоциальными семьями и семьями «группы риска».

На каждую семью должно быть сформировано личное дело, составлена  индивидуальная программа реабилитации семьи, намечены мероприятия по оказанию социальной помощи.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как патронаж семей, уже состоящих на учете, что позволяет своевременно выявить и предотвратить кризисную ситуацию. В результате социального патронажа неблагополучные семьи постоянно находятся под контролем. При необходимости им оказывается материальная помощь в виде единовременного пособия, наборов школьных принадлежностей, содействие в организации отдыха и оздоровления детей, а в случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию детей или иным причинам - помещение детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних.

Однако в очередной раз хочу отметить, что специфика патронажа заключается в том, что он должен осуществляться систематизировано, комплексно и в установленные сроки. Кроме того, необходимо совершенствование работы по решению проблем семейного неблагополучия на ранней стадии, поскольку именно профилактика семейного неблагополучия является наиболее действенным методом недопущения социального сиротства.

Работа с семьями и детьми «группы риска» должна стать одним из приоритетных направлений деятельности учреждений системы профилактики, чтобы стимулировать активность и заинтересованность родителей в решении семейных проблем, усилить их ответственность за судьбу своих детей. Особое внимание следует уделить тому факту, что далеко не все такие семьи находятся на учете. Зачастую асоциальное поведение родителей остается без внимания до тех пор, пока последствия не станут угрожающими.

Для достижения поставленных целей мы ищем новые формы работы с семьями различного социального статуса. Понятие «семейное неблагополучие» может быть отнесено как к семьям с низким уровнем доходов, так и к семьям с высоким материальным достатком, которые неблагополучны по-своему: разрушены детско-родительские отношения, подростковый алкоголизм и наркомания нередко проникают именно в семьи ранее крепкие и благополучные.

Необходимо продолжать работу по созданию условий для социальной защиты неблагополучных семей, так как общество заинтересовано в семье, полноценно выполняющей все свои функции, способной вырабатывать и реализовывать собственную жизненную стратегию, обеспечивать развитие каждого члена семьи.

В связи с этим, первоочередными задачами являются:

продолжение работы по выявлению детей и семей группы риска, раннего вмешательства и постановки на учет выявленных семей посредством взаимодействия с органами и учреждениями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

детализация индивидуальных программ реабилитации семей с учетом конкретных жизненных обстоятельств в каждой семье;    

организация индивидуально-профилактической работы в отношении всех семей с детьми «группы риска», состоящих на учете.

В текущем году будет продолжена работа по организации отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Законом Республики Мордовия о бюджете Республики Мордовия на 2016 год на данные цели предусмотрены финансовые средства в сумме 50,7 млн. рублей, которые будут направлены на приобретение детских путевок в оздоровительные учреждения, расположенные на территории республики. Наша задача -  выполнить плановые показатели по охвату детей отдыхом и оздоровлением, обеспечив высокий уровень качества предоставляемых услуг.

Председатель Партии «Единая Россия» Д.А. Медведев в своем выступлении на пленарном заседании 15 Съезда Партии  затронул много моментов в части перемен, ожидающих Россию в текущем году. Вместе с тем, он подчеркнул, что наша страна не перестает оставаться «социальным государством» и будет продолжать поддерживать социально уязвимые слои населения. Так, в текущем году  из  федерального бюджета в субъекты будет направлен трансферт на организацию отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей. В настоящее время Минтрудом России разрабатывается пакет нормативно-правовых документов для создания в регионах механизма дополнительного финансирования организации летнего отдыха детей указанной категории.

В связи с этим отраслевому отделу надо принять исчерпывающие  меры и провести необходимую организационную работу по освоению в текущем году трансферта из  федерального бюджета на организацию отдыха и оздоровления в детских загородных лагерях детей из малообеспеченных семей, проживающих на территории республики:

- разработать необходимые нормативные правовые документы;

- провести организационно-методическую работу с подведомственными государственными казенными (бюджетными) учреждениями по социальной защите населения республики.

Директорам госучреждений организовать и провести заявочную компанию среди граждан, желающих оздоровить детей и имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Мордовия в среднем на душу населения. Кроме того, для рассмотрения вопроса по выдаче бесплатных путевок, приобретенных на средства федерального бюджета, надо принять меры по исчислению величины среднедушевого дохода граждан.

За истекший год в специализированные учреждения поступили 473 несовершеннолетних. Из общего количества несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения, 33,6% детей были направлены по ходатайствам органов социальной защиты. Активное участие в проведении данной работы приняли государственные казенные учреждения по социальной защите Ардатовского, Ичалковского, Ковылкинского, Краснослободского, Теньгушевского, Торбеевского муниципальных районов.

Очень важным аспектом деятельности - профилактикой социального сиротства - занимаются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основная задача при этом – возврат ребенка в кровную семью. Результаты этой деятельности таковы: специализированными учреждениями для несовершеннолетних обслужены почти 700 несовершеннолетних. Из 506 несовершеннолетних, выбывших из учреждений, 425 детей возвращены в родные семьи (84,0% от общего числа выбывших), на 37 воспитанников (или 7,3%) оформлены документы по передаче их под опеку и в приемные семьи. Специалисты учреждений работают над созданием условий, способствующих укреплению внутрисемейных связей, оздоровлению межличностных отношений несовершеннолетних; повышению уровня психолого-педагогического потенциала семей; формированию позитивной учебной мотивации; организуют досуговую деятельность детей с учетом их возрастных особенностей. В отделениях для несовершеннолетних детей в учреждениях, оказывающих социальные услуги в полустационарной форме, получили социальные услуги 423 ребенка.

Во второй раз Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» стал грантполучателем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот факт очень радует. В учреждении с 1 апреля 2014 г. по 30 сентября 2015 г.реализовывался проект «Семья: от кризиса к успеху». Грантовая поддержка на реализацию проекта составила почти 1,5 млн. рублей. В ходе реализации проекта апробирована технология профилактической услуги сопровождения семьи, включающая в себя назначение семейных сопроводителей для анализа социального положения семьи с целью раннего выявления проблем в семьях группы риска. О результатах его реализации директор учреждения Татьяна Барашихина сообщит в своем выступлении.

В текущем году еще одно учреждение - ГКУ «Социальная защита населения по Старошайговскому району Республики Мордовия» - также стало грантполучателем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В начале апреля 2016 г. в отделении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в реабилитации, стартует инновационный социальный проект «Наши дети – наш успех!», целью которого является профилактика противоправного поведения и рецидива правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством мер социализации (ресоциализации) и реабилитации. Грантовая поддержка на реализацию проекта составит более 1,3 млн. рублей. Проект будет реализовываться с 1 апреля нынешнего года по 30 сентября 2017 г. В его целевую группу войдут 30 семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, вызванной конфликтом несовершеннолетних с законом. О планах по реализации проекта мы сегодня также услышим.

Конкурсный отбор инновационных социальных проектов, направленных на решение задач по улучшению положения детей и семей с детьми, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной  для воспитания ребенка семейной среды объявляется ежегодно Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Однако не все госучреждения по социальной защите населения республики хотя бы пытаются принять участие в этих проектах. А ведь реализация программ Фонда позволяет осуществлять на местах комплексную и планомерную работу с неблагополучными семьями и детьми, поддерживать и развивать инновационные социальные технологии, лучшие практики работы. И что немаловажно, программы Фонда в условиях экономического кризиса позволяют не допустить резкого сокращения ассигнований на социальную работу с семьями и детьми.

Необходимо продолжить работу по увеличению числа участников в конкурсах программ, государственным казенным учреждениям по социальной защите населения активнее участвовать в конкурсных отборах инновационных проектов.

Мы многое сделали и продолжаем делать для создания в республике современной адресной системы оказания социальных услуг и их доступности. Перечень мер соцподдержки, в том числе семей с детьми, в республике ежегодно расширяется. Наступивший год пройдет для нас «под эгидой» повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки на основе применения принципа нуждаемости.  Задача оказания социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, поставлена Президентом страны. Глава республики в Послании Государственному Собранию на 2016 год  прямо указывает, что только при таком подходе к оказанию поддержки гражданам мы можем получить максимальный эффект. Решению задачи должен послужить переход от категориального подхода в предоставлении мер социальной поддержки, доминирующему сегодня, к адресному подходу, с учетом нуждаемости.

В отчетном году более 442 тысяч человек, а это почти 55% от численности всего населения республики, получили через учреждения по социальной защите населения 90 мер социальной поддержки:

-  за счет средств федерального бюджета предоставлялись 39 мер (43,3% от всех мер социальной поддержки);

- за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия – 51 (56,7%). 

Согласно категориальному принципу или без учета  (проверки) нуждаемости предоставляются 90% всех  мер социальной поддержки; их получают около 300 тысяч граждан: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои, ветераны труда и военной службы, граждане, подвергшиеся политическим репрессиям, инвалиды, граждане, принимавшие участие в  преодолении последствий радиационных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, многодетные семьи, квалифицированные специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, студенты, почетные доноры, дети - сироты.

Меры социальной поддержки, установленные с учетом принципа нуждаемости, т.е. на основе оценки доходов (их 10%),  получают более 36 тысяч граждан:  ежемесячное пособие на ребенка (20320 чел.); ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (2471 чел.); субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (9142 чел.); единовременное денежное пособие гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (4293 чел.); ежемесячное денежное пособие на оплату транспортных расходов (студентам, аспирантам); денежная компенсация  за самостоятельно приобретенные протезно - ортопедические изделия (2 чел.); единовременная денежная компенсация части расходов по установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов (30 чел.); государственная социальная помощь на основании социального контракта (161 чел.); ежемесячная денежная выплата студенческим семьям, воспитывающим детей  (26 чел.).

Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2015 году составили почти 2964,2   млн.рублей и выросли по сравнению с 2014 годом 6,9 %. Расходы федерального бюджета составили 1194,3  млн.рублей,  республиканского бюджета Республики Мордовия –  1769,9  млн.рублей. Расходы, как федерального бюджета, так и  республиканского бюджета Республики Мордовия увеличились по сравнению с 2014 годом (федеральный бюджет - на 64,9 млн. рублей или  на 5,7 %, республиканский - на 125,7 млн. руб. или  на 7,6 %).

Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан, исходя из соотношения их доходов с установленной в Республике Мордовия величиной прожиточного минимума, от общего объема расходов составили 463,7 млн. рублей или 15,6 %. 

Расходы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ежемесячная денежная компенсация, субсидии, ежемесячные денежные выплаты квалифицированным специалистам, работающим в сельской местности) в 2015 г. составили 1345,6   млн.рублей или  45,4 %  от всех расходов на меры социальной поддержки, в том числе  расходы республиканского бюджета составили  817,6 млн. рублей, субвенции федерального бюджета – 528,0 млн. рублей.

Ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения  и коммунальных услугполучили более 176 тысяч человек  (почти 22 % населения республики). Расходы составили 1167,0 млн. рублей, что на  2,9 % меньше по сравнению с 2014 годом. Средний размер ежемесячной денежной компенсации в отчетном году  вырос на 2 % по сравнению с 2014 годом и составил 552,5 рублей в месяц на одного получателя. 

Субсидии гражданам на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг– одна из  мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом нуждаемости. В 2015 году 9142 семьи получили субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Их число выросло по сравнению с 2014 годом на 10% (на 854 семьи). Расходы, соответственно, также увеличились на 21,7 млн. рублей и составили 164,3 млн. рублей. Средний размер субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на одну семью увеличился по сравнению с 2014 г. на 12,8 % и составил более 2-х тысяч рублей в месяц (2004,95) .

От поддержки государства зависят очень многие граждане, особенно те, кто социально уязвим, в том числе инвалиды, сироты, многодетные семьи, ветераны.  Несмотря на сложности с  бюджетом, в отчетном году в республике приняты нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан.

Так, в преддверии 70-летия Дня Победы по инициативе Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова 6 мая 2015 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон №24-З «О мерах социальной поддержки граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1927 года по 4 сентября 1945 года», в соответствии с которым так называемым «детям войны» установлены следующие меры социальной поддержки:

ежегодная денежная выплата ко Дню Победы (9 мая) в размере 1500 рублей;

преимущественный прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания;

внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

внеочередное оказание медицинской помощи в организациях здравоохранения Республики Мордовия.

Ежегодную денежную выплату ко Дню Победы получили 15 873 человека, расходы республиканского бюджета Республики Мордовия составили 24,2 млн. рублей.

 В текущем году и в дальнейшем мы должны принять все необходимые меры, в том числе информационного характера, в отношении граждан данной категории для своевременного предоставления выплаты в установленные сроки.  

В конце  прошедшего года (Законом Республики Мордовия   от 31 декабря 2015 г. №115-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия») закреплено предоставление с 1 января 2016 года компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме:

- в размере 50% - отдельным категориям граждан, достигшим   возраста  семидесяти лет;

- в размере 100% - достигшим возраста восьмидесяти лет.

Когда мы говорим о принципе адресности, мы исходим из того, что у нас все пособия, все выплаты действительно предоставляются адресно. Но учет критериев нуждаемости действительно необходим. Единообразный подход к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, без учета определения критерия нуждаемости, ведет к незначительному снижению уровня бедности населения. При этом в условиях общего финансового дефицита, падения доходов населения наиболее актуальным вопросом является предоставление гарантированных социальных обязательств отдельным категориям граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

1 января 2016 года вступил в силу  Федеральный закон от 29.12.2015 г. №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки, уточнение их состава и условий предоставления способствует формированию более эффективной системы социальной поддержки и, следовательно, рациональному расходованию бюджета.

Министерством проведена инвентаризация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами Республики Мордовия. По её результатам подготовлены и внесены изменения в действующее законодательство, позволившие сэкономить средства     республиканского бюджета Республики Мордовия  в сумме 7,4 млн.рублей.

В связи с этим, одной из задач, стоящих перед министерством в 2016 году, является совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости.

Для выполнения поставленной задачи, необходимо провести дополнительную инвентаризацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, подготовить  соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Мордовия, определить и законодательно установить критерий нуждаемости,  организовать активную разъяснительную работу с населением всеми доступными способами и средствами.

И, конечно, реализация Федерального закона №388-ФЗ в полном объеме не возможна без проведения мероприятий по подготовке информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и соответствующего программного продукта. Отраслевому отделу во взаимодействии с Пенсионным фондом по Республике Мордовия необходимо обеспечить реализацию данных мероприятий.

В прошедшем году мы отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, при подготовке к которому в Мордовии проведена активная работа по улучшению социально-экономического положения ветеранов. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны сегодня являются наиболее социально защищенной категорией граждан, им предоставляется значительный перечень мер социальной поддержки как за счет средств федерального бюджета, так и за счет регионального бюджета.

В ходе социальной паспортизации обследованы условия жизни более 20 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших или умерших участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла; при необходимости ветеранам предоставляется социальное обслуживание на дому, материальная помощь на ремонт жилого помещения. Более 900 ветеранов войны, проживающих в отдаленных поселках, обслужены в рамках выездов мобильных бригад. В преддверии юбилея Победы «дети войны» получили ежегодную денежную выплату.

В юбилейном году 122 ветерана войны улучшили свои жилищные условия, а в целом, с начала действия программы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, почти 90% ветеранов (88,5%) от количества поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий приобрели или построили новое жилье. Сумма федеральных средств составила более 6,2 миллиардов рублей. 

Практически работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны близится к завершению. Федеральные средства в сумме свыше 96 млн. рублей (96 441,4 тыс.рублей), предусмотренные нашей республике на 2016 год, позволят  улучшить жилищные условия всем ветеранам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий и имеющим полный пакет необходимых документов.

Однако в республиканском реестре значатся 12 участников ВОВ и 15 членов семей погибших (умерших) участников войны, не имеющих документального подтверждения об участии в боевых действиях в годы ВОВ.

Поэтому учреждениям по социальной защите совместно с органами местного самоуправления необходимо детально проработать  вопрос в отношении ветеранов войны, еще не поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.  Изучить личные дела ветеранов, у которых заканчивается 5-летний срок сделки по отчуждению жилья. Необходимо зайти в каждый дом, проверить жилищные условия ветеранов. Сроки очень ограничены. Надо мобилизовать все силы и оказать содействие в постановке на учет нуждающимся ветеранам.

 

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности – один из основных вопросов сегодняшнего времени.

Год назад завершена большая работа по законодательному закреплению обязательств Российской Федерации по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов. Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ установлены полномочия и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию условий безбарьерности на всех уровнях. Для того чтобы сделать ощутимый шаг по практическому выполнению Конвенции, в республике должны быть утверждены порядки обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов.

Федеральным законом установлена прямая обязанность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления внести изменения в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающие их доступность для инвалидов и оказание им при этом необходимой помощи.

На необходимость приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конвенцией обратил особое внимание Председатель Правительства Российской Федерации.

В региональных нормативных правовых актах определяются полномочия всех органов исполнительной власти по созданию инвалидам условий доступности инфраструктурных объектов и услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, строительства, транспорта, связи и коммунального хозяйства.

В прошлом году проведена масштабная работа по подготовке к реализации с 1 января 2016 года Федерального закона №419-ФЗ, установившего правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Внесены изменения в 7 законов Республики Мордовия; в положения 23 органов госвласти республики, предоставляющих государственные услуги (из 30 министерств и госкомитетов), в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.  

Согласно перечню государственных услуг, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия предоставляются 206 государственных услуг. Подготовлены необходимые изменения в 166 административных регламентов, регулирующих предоставление государственных услуг. 

В настоящее время проходят процедуру согласования12 административных регламентов по предоставлению государственных услуг (Госкомтранспорт РМ – 3, Минздрав РМ – 2, Госкомимущество РМ – 4, Минсоцзащиты РМ – 3).

Из  Перечня государственных услуг  планируется исключить 20 государственных услуг (Минлесхоз РМ - 13 (услуги переведены в функции, Минэнергетики РМ – 2 (1 услугу перевели в функцию, 1 услугу исключили с 2015 г.), Госинспекция по надзору за тех.сост. самоходных машин РМ - 5 (услуги переведены в функции).

2 государственные услуги (по 1 - Минсельхоз РМ  и Ветеринарная служба РМ) не требуют внесения изменений  в связи с тем, что при их предоставлении не требуется присутствие заявителя.

Не разработаны 6 административных регламентов по  предоставлению государственных услуг (Минкультуры РМ – 4, Минэнергетики РМ  – 2).

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева, в Мордовии  распоряжением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2015 г. №740-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг Республики Мордовия в приоритетных сферах жизнедеятельности».

В настоящее время в указанную «дорожную карту» вносятся изменения (по аналогии с «дорожной картой» Минтруда России) в части полного достижения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг до 2030 года. Необходимость доработки «дорожной карты» на долгосрочную перспективу вызвана ограниченностью финансовых средств и значительными затратами для реализации предусмотренных мероприятий.

Сегодня все нормативные правовые акты отрасли социальной защитыприведены в соответствие с федеральным законодательством по вопросам социальной защиты инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов.Первоочередная задача - в срок до1 апреля т. г.доработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, определив, совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и общественными организациями инвалидов, приоритетные объекты во всех сферах  жизнедеятельности.

В 2016 году необходимо продолжить реализацию Программы «Доступная среда» с привлечением средств федерального бюджета.

Не ослабевает внимание к вопросам оплаты труда и выполнению задачи повышения зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с майскими (2012 г.) указами Президента России. Выйти на положительный результат удалось благодаря активной работе по реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 – 2018 годы)» и мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

В 2015 году обеспечено достижение целевых показателей заработной платы, установленных «дорожной картой»: среднемесячная заработная плата социальных работников системы социальной защиты населения республики составила 56,2% от средней заработной платы по Мордовии при запланированном значении 55,6 %, что позволило выполнить положения Соглашения с Минтрудом России по обеспечению достижения показателей (нормативов), установленных «дорожной картой».

Среднемесячная заработная плата по подведомственным госучреждениям составила 13094,1 рублей, что более чем в 2 раза выше среднемесячной заработной платы 2010 года.

Повышение в 2013 году базовых должностных окладов по всем категориям работников учреждений и реализация «майских указов» Президента России позволили значительно увеличить среднемесячную заработную плату. Именно этим  объясняется резкий рост её величины в 2013 году по сравнению с «доуказовским» периодом: на 26,2% (126,2 %).

В прошлом годусреднемесячная заработная плата по категориямработников государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Мордовия составила:

врачи – 24015,6 рублей;

средний медицинский персонал – 15 628,0 рублей;

младший медицинский персонал- 10 762,3 рублей;

социальные работники учреждений социального обслуживания населения –  12429,3 рублей;

педагогические работники – 19292,3 рублей;

руководители- 28721,5 рублей;

работники, оплата труда которых не подпадает под действие указов Президента РФ (с руководителями) – 13481,1 рублей.

Рост средней заработной платы в этот период по среднему медицинскому персоналу составил – 205,6%, по младшему медицинскому персоналу – 211,7%, по руководителям – 176,7%, по работникам, оплата труда которых не подпадает под действие указов Президента РФ (с руководителями) – 223,8 %.

Среднемесячная заработная плата работников стационарных учреждений социального обслуживания населения составила 13269,2 рублей, работников учреждений по социальной защите населения –12923,8 рублей. Превышение значения средней зарплаты в стационарных учреждениях на 2,7 % объясняется тем, что в них доля работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено  указами Президента Российской Федерации, в общей численности работников составляет 52%, в учреждениях по социальной защите населения – 42%.

Работу по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы социальных работников необходимо продолжить. В соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации, с положениями Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию в 2016 году следует обеспечить уровень среднемесячной заработной платы «указовских» категорий работников в размере не ниже уровня текущего года, а также сохранить уровень реальной заработной платы.

В настоящее время государством поставлена задача системной модернизации квалификационных требований специалистов, работающих в различных областях профессиональной деятельности. И первый такой шаг – разработка профессиональных стандартов. К началу 2016 года разработаны 7 профессиональных стандартов, которые должны применяться  при организации социального обслуживания. Впервые деятельность социальных работников, специалистов по социальной работе, руководителей организации социального обслуживания начала регламентироваться. Стандарты не только определяют трудовые функции соответствующих работников, но также закладывают основы их профессиональной подготовки и переподготовки, требования к их компетенции, знаниям и навыкам.

Внедрение профессиональных стандартов в системе социальной защиты населения республики начато с 1 января 2015 года. На основе 3-х профстандартов министерством разработаны и утверждены 4 типовые формы должностных инструкций: директора, заведующего отделением (отделом), специалиста по социальной работе, социального работника. Используя положения типовых должностных инструкций, в учреждениях подготовили должностные инструкции для специалистов, учитывающие конкретные условия профессиональной деятельности и  специфику учреждения.

При подготовке к внедрению профстандартов проведена аттестация работников и проверка их соответствия требуемой квалификации для выполнения должностных обязанностей.

Итоги аттестации показали, что все сотрудники подведомственных госучреждений соответствуют замещаемой должности;  59 работников получили рекомендацию об обучении на курсах переподготовки или повышения квалификации.  

Работа по стандартизации профессиональных требований к специалистам сферы социального обслуживания продолжается. На федеральном уровне подготовлены проекты профессиональных стандартов специалиста по реабилитационной работе, психолога в социальной сфере и специалиста по работе с семьей.

В связи с этим отделу кадров министерства и руководителям госучреждений по социальной защите населения надо сконцентрировать усилия на соблюдении требований профстандартов.

Кроме того, после утверждения Минтрудом России новых профессиональных стандартов отделу кадров во взаимодействии с профильными отделами необходимо будет разработать типовые должностные инструкции в связи с передачей министерству полномочий по социальной реабилитации или абилитации инвалида (ребенка инвалида). 

 

В условиях ограничения финансовых ресурсов одной из главных задач бюджетной политики остается оптимизация бюджетных расходов посредством обеспечения их рационального использования. «Одна из главнейших на сегодня задач – сокращение бюджетных расходов» - сказано Главой Мордовии в Послании на 2016 год.

Начиная с 2009 года в наших государственных учреждениях были сокращены 1050 штатных единиц; сумма экономии бюджетных средств составила более 75 млн. рублей.

 

Задача снижения издержек и неэффективных трат бюджета сегодня актуальна как никогда. В 2015 году продолжилась работа по переводу автономных газовых котельных на систему удаленного мониторинга и функционирование в автоматизированном режиме.

На балансе подведомственных учреждений находятся  46 автономных газовых котельных в 32 учреждениях (59,2%), 18 учреждений получают тепло централизованно (33,3%), 4 учреждения получают тепло от автономных газовых котельных (7,4%), находящихся на балансе муниципальных районов.

В 2015 году были проведены работы по модернизации котельных в 4 учреждениях: Инсарском, Старошайговском, Октябрьском домах-интернатах для престарелых и инвалидов, Ельниковском социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

В настоящее время с учетом ранее модернизированных котельных (в 2014 году) переведены на систему удаленного мониторинга 8 автономных котельных (17,3%) в 7 учреждениях, что составляет 21,8% от всех учреждений имеющих автономные котельные.

В 2016 году планируется провести работы по модернизации 22 автономных газовых котельных (47,8%) в 19 учреждениях (59,4%) на  общую сумму 37,8 млн. рублей, в том числе в 8 учреждениях будет проведена замена газовых котлов на более энергоэффективные.

По результатам электронных аукционов уже определены подрядные организации на выполнение работ по модернизации котельных, эти же организации будут осуществлять последующее техническое обслуживание на срок от 5 до 10 лет.

Необходимо обеспечить контроль за своевременным выполнением работ в соответствии с утвержденными планами-графиками. Это задача как для руководителей госучреждений, так и для отраслевого отдела министерства.

Всего к концу 2016 года будут модернизированы 30 автономных газовых котельных (65,2% от общего количества) в 26 учреждениях (81,2% от количества учреждений, получающих тепло от автономных котельных).

Общая экономия финансовых средств, только за счет заработной платы операторов котельных составит более 5,0 млн. рублей в год.

 

Глава Республики Мордовия в прошлогоднем Послании определил экономию бюджетных средств важнейшим для всех вопросом. Министерством приняты меры по максимально эффективному расходованию бюджетных и  внебюджетных средств при организации в 2015 году размещения заказов путем проведения торгов.

Показатель экономии бюджетных средств от размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд на период с 2014 г. по  2016 г. установлен в размере не менее 5%.

Министерством и подведомственными государственными учреждениями в 2015 году были проведены 112 процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронных аукционов, запросов котировок и открытых конкурсов на общую сумму 86 735,17 тыс.рублей. Общая сумма заключенных контрактов по указанным закупкам составила около 79 млн. рублей.

Таким образом, по итогам закупок за 2015 год экономия средств республиканского бюджета Республики Мордовия в результате снижения начальных цен контрактов составила порядка 8 млн. рублей или 9,04%.

В частности, экономия бюджетных средств при закупке мясных продуктов составила -  2 145 тыс. рублей, молочных продуктов – 2 196 тыс. рублей, рыбы – 283 тыс. рублей, прочих продуктов питания – 946 тыс. рублей, при закупках работ и услуг – 2200 тыс. рублей.

В 2015 году подведомственными государственными учреждениями заключены 28 контрактов по результатам проведения совместных аукционов. Начальная максимальная цена лотов, выставленных на совместные аукционы, составила 13947 тыс.рублей, общая стоимость заключенных по их результатам контрактов составила 11995 тыс. рублей. 

Таким образом, использование института совместных закупок в 2015 году позволило сэкономить практически 2 млн. рублей или 13,9% от начальной максимальной цены.

В целях достижения необходимого значения показателя экономии в 2016 году необходимо продолжить работу по организации совместных закупок.

Для эффективного и целевого расходования финансовых средств приобретение технологического и электробытового оборудования, мебели и других товарно-материальных ценностей осуществлять строго в соответствии с утвержденными сметами расходов на текущий год. Отраслевым отделам и отделу бухгалтерского учета обеспечить строгий контроль за их исполнением.

Необходимо продолжить проведение мероприятий по обеспечению «прозрачности» расходования денежных средств на приобретение товарно-материальных ценностей, мягкого инвентаря и продуктов питания, выдачи их получателям социальных услуг.

Отраслевому отделу необходимо обеспечить ежеквартальный мониторинг состояния дел по данному вопросу; проработать механизм заключения договоров поставки, в частности на продукты питания, непосредственно с республиканскими предприятиями-производителями.

 

Немногим более месяца назад распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, одной из задач которой является обеспечение информационной доступности гражданам старшего поколения.

Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения.

В числе основных задач – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; развитие системы оценки потребности в уходе; создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом; для обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации и т.д.

Результатом реализации Стратегии станет создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество их жизни.

Мы должны в срок до 1 июля  2016 г. разработать и утвердить Стратегию действия в интересах граждан старшего поколения в Республике Мордовия  до 2025 года.

Необходимо и дальше совершенствовать и внедрять механизмы и принципы открытости в своей работе при активном взаимодействии с Общественным советом при Минсоцзащиты Республики Мордовия. Информирование общества о планах деятельности, текущих событиях и мероприятиях, достигнутых результатах очень важно, т.к. помогает укреплять социальную стабильность в обществе, и этому должно уделяться особое внимание.

 

А теперь хотелось бы остановиться на новых направлениях нашей деятельности.

С 1 января 2016 года министерству переданы полномочия по разработке и реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, ребенка-инвалида в социальной сфере.

В конце прошлого года мы подписали Соглашение о взаимодействии между министерством и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия», а также утвердили регламент информационного взаимодействия по обмену индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов в электронном виде.

Исполнителями социальных реабилитационных мероприятий являются государственные казенные учреждения по социальной защите населения и «ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания по го Саранск»,  которые разрабатывают персонально для каждого инвалида перечень мероприятий по социальной реабилитации.

С начала года министерством в госучреждения направлены  свыше полутора тысяч выписок из программ реабилитации или абилитации инвалидов, прошедших медико-социальную экспертизу в текущем году. Большая часть из них - свыше 40 % -  на граждан, проживающих в Саранске. Выписки пока поступают в министерство и направляются в госучреждения в ручном режиме, что значительно осложняет работу.

В целях организации полноценной работы по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида и подготовки отчетной информации в соответствии с приказом  Минтруда России от 10 декабря 2015 г. №723н, отделу информационных технологий необходимо обеспечить проведение мероприятий  по подготовке информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и программного обеспечения системы социальной защиты населения Республики Мордовия.

Отделу социальной поддержки населения провести кустовые семинары по возникающим проблемным вопросам, связанным с реализацией реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

 

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, обеспечивающие принцип адресности  при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При предоставлении отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, должно быть обеспечено соблюдение единого условия - постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 4 года непосредственно перед предоставлением данных мер.

Отраслевому отделу министерства необходимо на постоянной основе контролировать работу по обеспечению указанными выплатами данных категорий граждан.

Этим же законом установлены новые условия присвоения гражданам Российской Федерации звания «Ветеран труда», также вступающие в силу с 1 июля текущего года. В связи с этим потребуется корректировка республиканского порядка присвоения звания «Ветеран труда» (постановление Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. №223 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда») в части приведения его в соответствие с действующим законодательством. Эту работу надо провести максимально оперативно, до 1 мая 2016 года.

 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 декабря 2015 года №744 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия  от 5 ноября 2008 г. №504» с 2016 года учреждениям по социальной защите населения республики переданы полномочия по предоставлению социальных выплат отдельным категориям заемщиков ипотечных кредитов (ипотечных займов), установленных Законом Республики Мордовия от  1 июля 2005 г. №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия». Контрольные  и координирующие функции по организации этой работы закреплены за министерством.

Это очень важное направление, приобретающее сегодня особое значение, в рамках решения задач по преодолению кризисной ситуации и оказанию гражданам государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Организация работы по предоставлению социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов) – одна из приоритетных задач на 2016 год.

В связи с этим отраслевому отделу министерства во взаимодействии  с заинтересованными исполнительными органами госвласти Республики Мордовия надо провести информационно-разъяснительную работу с потенциальными заемщиками ипотечных жилищных кредитов.

До конца марта завершить доработку соответствующих административных регламентов и организовать актированный прием от Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения, Министерства информатизации и связи Республики Мордовия списка заемщиков социальных выплат и личных дел получателей.

Директорам госучреждений организовать работу по приему личных дел в соответствии со сроками, указанными в графике, разработанном министерством.

В течение двух недель после ввода в промышленную эксплуатацию соответствующего программного продукта обеспечить занесение сведений о получателях социальных выплат в АИС «ЭСРН РМ» и в последующем принять необходимые меры для своевременного и обоснованного предоставления указанных социальных выплат.

К концу 2016 года Минтрудом России будет подготовлена Концепция системного реформирования психоневрологических домов-интернатов. Нам необходимо внимательно следить за разработкой данной Концепции, чтобы в максимально сжатые сроки подготовить соответствующие республиканские нормативные правовые акты.

Ровно два года назад, произошло важное историческое событие для нашей страны – присоединение Крыма к России. Присоединение, а вернее сказать – возвращение этих территорий в Россию зафиксировано межгосударственным договором, подписанным как раз 18 марта  2014 года в Москве.День воссоединения Крыма с Россией  теперь ежегодно отмечается как  праздник. Испокон веков Крым был частью нашей державы, и мы не можем оставаться в стороне, в то время как бандеровцы и неофашисты хотят исправить нашу общую историю. Сегодня в Саранске пройдет митинг-концерт в ознаменование второй годовщины этого события, значение которого трудно переоценить.

Не могу не сказать о предстоящем значимом политическом событии нынешнего года - сентябрьскими выборами в Государственную Думу России, Государственное Собрание Мордовии и представительные органы местного самоуправления. На избирателей республики возлагается ответственность перед Президентом страны, перед Россией, перед историей за сохранение тех позитивных перемен в жизни общества, которые уже достигнуты. Главное сегодня – наши согласованные активные действия на предвыборном этапе.

Предшествующие компании показали, что жители республики голосуют осознанно, следуя принципам государственности, созидания и прагматизма.

Мы никогда никого не предавали и не подводили, в своем выборе были последовательны. Нужно сделать всё, чтобы сохранить и приумножить достигнутые положительные изменения в экономике и социальной сфере.

Как сказал Глава республики в своем Послании: «…во главе угла для всех нас, независимо от наших политических взглядов, национальности, принадлежности к той или иной религии, должна быть дальнейшая судьба нашего Отечества».