Выступление заместителя Министра социальной защиты населения Республики Мордовия Сергея Купцова 28 октября 2015 г.

Заместитель Министра социальной защиты населения Республики Мордовия Сергей Купцов выступил с докладом на тему «О реализации на территории Республики Мордовия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»  в рамках заседания Круглого стола, проведенного Комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия по социальной политике 28 октября 2015 г.

Уважаемый Рафаиль Закиевич,
члены Комитета по социальной политике и коллеги!

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №442-ФЗ).

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение ее уровня, качества и эффективности.

Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов (механизм определения индивидуальной потребности, интегрирующий единые требования в предоставлении социальных услуг, повышении их адресности и качества; внедрение региональных стандартов предоставления социальных услуг, устанавливающих требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуг; внедрение в практику таких видов услуг как разовые, дополнительные платные; введениеобязанностипоставщика предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг; ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг).

Кроме того, Федеральным закономпредусмотрено оказание услуг, которые никогда не входили в систему социального обслуживания. Речь идет о социальном сопровождении  - новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций, в рамках которого решаются проблемы  получателей социальных услуг.

Во исполнении данного закона разработан целый нормотворческий массив, состоящий из 27 региональных и ведомственных документов, регламентирующих формы, виды социальных услуг, а также порядок и условия их предоставления: 3 Закона Республики Мордовия, 10 постановлений Правительства Республики Мордовия и 14 приказов министерства.

Для успешной реализации положений Федерального закона №442-ФЗ Минсоцзащиты Республики Мордовия совместно с подведомственными учреждениями до 1 января 2015 года приняты своевременные и необходимые меры по организации социального обслуживания граждан, включающие в себя переоформление документов граждан, состоящих на обслуживании и последующее их зачисление на социальное обслуживание в соответствии с требованиями нового законодательства. Таким образом, с 1 января 2015 г. социальные услуги предоставлялись с учетом нового законодательства.

Достижение подобных показателей обусловлено проведенной в соответствии с Планом иформационно-разъяснительной работой, как с сотрудниками подведомственных учреждений, так и с гражданами – получателями социальных услуг.

На базе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия с участием подведомственных государственных учреждений проведены  совещание и  «круглый стол», посвященные отдельным аспектам предоставления социальных услуг в рамках вступившего с 1 января 2015 года Федерального закона, а также рассмотрению проблемных вопросов порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания.

В рамках выездов мобильных социальных служб постоянно осуществляется консультирование и информирование  граждан по вопросам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также информационно-разъяснительная работа о правах и обязанностях получателей социальных услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона.

На постоянной основе осуществляется информационное наполнение и своевременная актуализация рубрик (размещение справочных, информационных, методических и иных материалов) на созданных официальных сайтах государственных учреждений, подведомственных Минсоцзащиты Республики Мордовия.

В рамках реализации Федерального закона №442-ФЗ в 2014 году проведена также большая подготовительная работа по формированию реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Так, по состоянию на 1 октября 2015 года в реестре поставщиков социальных услуг Республики Мордовия числится 55 организаций, в регистре получателей – 13 439  граждан.

Создана необходимая инфраструктура:

в 28 подведомственных стационарных учреждениях организованы локальные вычислительные сети, установлены и настроены средства криптографической защиты информации (VipNet).

Модернизировано программное обеспечение автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия.

В  сети «Интернет» (адрес  http://www.soc13.ru) опубликован специализированный  портал и 55 официальных сайтов поставщиков социальных услуг.

На официальном сайте Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия размещен ссылочный реестр поставщиков социальных услуг.

На сегодняшний день в Республике Мордовия функционирует 55 государственных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации. В их числе: 29 государственных учреждений социального обслуживания стационарной формы (4 психоневрологических интерната на 982 места, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1086 мест, 2 детских дома-интерната для детей с ограниченными возможностями на 90 мест, 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности;

Государственное казенное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом ночного пребывания»;

22 государственных казенных учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия;

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск»;

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Территориальный фонд социальной поддержки населения»;

Некоммерческая организация – Мордовская региональная организация общественной общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны».

Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Преобразование системы социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому населения Республики Мордовия претерпело два этапа:

первый этап связан с переходом на предоставление с 1 июля 2014 года социальных услуг на дому на основе оценки индивидуальной нуждаемости, что позволило исключить нормативный подход к социальному обслуживанию, когда на 1 социального работника в сельской местности приходилось 4 обслуживаемых клиента, в городской местности – 8;

второй этап направлен на переход с 1 января 2015 года на оказание социальных услуг в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ с учетом индивидуальной потребности.

Данные преобразования позволили расширить перечень предоставляемых услуг, оптимизировать использование рабочего времени социальными работниками, а также охватить большее количество граждан, нуждающихся в социальных услугах (особенно в сельской местности).

Так, количество граждан, получивших социальные услуги в форме социального обслуживания на дому составляет:

в 2013 году, чел.

за 9 мес.  2014 года, чел.

за 9 мес. 
2015 года, чел.

% увеличения (уменьшения) с аналогичным периодом

4 965

4 941

5 754

+ 16,5 (на 813 чел.)

Таким образом, введение института индивидуальной потребности в форме социального обслуживания на дому позволило увеличить число обслуженных граждан в 2015 году (5 754) по сравнению с аналогичной датой 2014 года (4 941) на 813 чел. (16,5 %).

Новелла Федерального закона, предусмотренная ст. 31 по определению среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в размере не ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Мордовия, а также исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. №Пр-582, содержащееся в протоколе 36-го заседания Российского организационного комитета «Победа»  от 17 марта 2015 г., о рассмотрении возможности принятия нормативных правовых актов, направленных на включение участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг на дому бесплатно (постановлением от 27.04.2015 г. №231 внесены изменения в постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. №527 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания») привели к увеличению количества граждан, получающих услуги на бесплатной основе, а также к изменению в  структуре форм оплаты за социальные услуги

По формам оплаты за социальные услуги:

Бесплатно

Частичная

Полная

2014 г.,

чел.

% от общего числа

(4 190 чел.)

2015 г., 
чел.

 

% от общего числа

(4 750 чел.)

2014 г.,

чел.

% от общего числа

(4 190 чел.)

2015 г.,

чел.

% от общего числа

(4 750 чел.)

2014 г.,

чел.

% от общего числа

(4 190 чел.)

2015 г.,

чел.

% от общего числа

(4 750 чел.)

83

2%

947

19,9%

777

18,5%

727

15,3%

3330

79,5%

3076

64,8%

 

Не смотря на то, что количество граждан получающих социальные услуги бесплатно в 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличилось,  доход от платных социальных услуг возрос на 23,8%:

На 1 октября 2014 года

На 1 октября 2015 года

% увеличения (уменьшения) дохода от платных социальных услуг

18 714 008,53

23 175 677,31

+23,8 %

Основополагающий принцип современного предоставления социальных услуг – это ориентация на индивидуальную потребность пожилых граждан в тех или иных  социальных услугах.

Среди перечня регулярно оказываемых услуг наиболее востребованными являются помощь, направленная на поддержание жизнедеятельности получателя социальных услуг: покупка и доставка продуктов питания, лекарств, промышленных товаров. Среди услуг, оказываемых непосредственно на дому, первое место занимает - помощь в уборке квартиры и на втором месте - помощь в приготовлении пищи.

Наиболее востребованные услуги, оказанные вне дома, - оплата жилья и коммунальных услуг.

В процессе подготовки к осенне-зимнему  периоду социальные работники помогают пенсионерам с уборкой квартир, подготовкой жилья к зиме, в части утепления дверей, окон.

В зимний период в сельских населенных пунктах востребованы социальные услуги по содействию в обеспечении топливом и топки печей для граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления, уборка снега на территории по направлению к дому.

Сегодня гражданин получает только те услуги, в которых он нуждается.

Социальные услуги в полустационарной форме

Сложный процесс адаптации населения к новым социально – бытовым условиям порождает у людей чувство незащищенности и отрицательно сказывается на психологическом микроклимате. В связи с этим в Государственном казенном учреждении «Социальная защита населения по Старошайговскому району Республики Мордовия» и Государственном бюджетном учреждении Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» функционируют отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста, где пожилые люди могут разрешить возникшие психологические проблемы, получить консультацию юриста, медицинского работника, пообщаться друг с другом. За 9 месяцев социальные услуги в полустационарной форме получили 141 человек.

Социальные услуги в полустационарной форме для несовершеннолетних предоставляются отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями Получателями социальных услуг в данных отделениях являются несовершеннолетние школьного возраста.

Наиболее востребованными видами помощи в них являются: создание условий для дошкольного образования детей и получения общего образования по специальным программам, разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей; консультирование родителей по социально-бытовой и социально-средовой реабилитации детей; содействие в развитии творческих способностей детей к различным видам деятельности: игре, познанию, труду, общению.

За январь-сентябрь 2015 года в отделениях оздоровлено 98 несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 Социальные услуги в стационарной форме

На стационарном социальном обслуживании по состоянию 
на 1 октября 2015 г. находится 2179 человек в их числе пожилые граждане, инвалиды и несовершеннолетние дети. 

В учреждениях получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, социально-педагогические услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, которые утверждены Законом Республики Мордовия 
от 12 ноября 2014 года №86-З.

Социальные услуги предоставляются с соблюдением требований Стандарта предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.

Получатели социальных услуг обеспечены всеми условиями пребывания, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, осуществляется надлежащий уход, предоставлены благоустроенные комнаты с необходимой мебелью и инвентарем, в том числе супругам, проживающим в организации социального обслуживания, предоставляется изолированное жилое помещение для совместного проживания.

В стационарных учреждениях более 50% граждан являются инвалидами первой группы, инвалидами-колясочниками, лицами пожилого возраста с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с требованиями статьи 19 федерального закона продолжается работа по обеспечению при предоставлении социальных услуг  в стационарной форме возможности для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, оборудование входа, выхода пандусами, поручнями для перемещения внутри зданий (в том числе для передвижения в креслах-колясках), возможности для отдыха.

Приказами по учреждениям определены ответственные лица и закреплены сотрудники за маломобильной группой граждан, обеспечивающие сопровождение получателя социальных услуг при передвижении по территории учреждений социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания. Стационарные учреждения оборудованы пандусами, поручнями по путям движения, подъемниками, чтобы предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности на равных условиях.

Необходимо отметить, что Министерством постоянно уделяется большое внимание состоянию материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

В Республике Мордовия с 2014 года реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2014-2018 годы (постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г.  №452).

В 2014 году такая работа была проведена в 3-х учреждениях: Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Саранский пансионат ветеранов войны и труда, Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей  (оборудованы пандусы, поручни по путям движения и в санузлах, смонтированы лифты и подъемники. Выделено и освоено 11,2 млн. рублей).

 В 2015 году проводятся работы в четырех государственных учреждениях социального обслуживания:

ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району РМ», ГБСУ СОССЗН РМ «Саранский пансионат ветеранов войны и труда», (установлены пандусы, поручни, увеличены дверные проемы, благоустроена прилегающая территория и приобретены средства ориентации для инвалидов по зрению и слуху).

ГБСУСОССЗН РМ «Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» -(установлены пандусы, поручни, увеличены дверные проемы, в настоящее время не установлены два лифта).

ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району РМ» (оборудована площадка перед зданием, адаптирована входная группа (крыльцо), установлен электрический подъемник, произведен ремонт клиентской службы, в настоящее время проводятся работы по ремонту санитарно-гигиенических помещений).

На реализацию указанных мероприятий в текущем году выделено 14247,2 тыс. рублей, в том числе 4379,2 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Мордовия, 9868,0 тыс. рублей  из федерального бюджета.

Потребность в проведении капитального ремонта не снижается и требует значительного финансирования.

В целях соблюдения стандартов предоставления социальных услуг обеспечение выполнения требований к качеству социальных услуг остаются актуальными вопросы укрепления материально-технической базы стационарных учреждений, которая ежегодно укрепляется путем проведения капитального ремонта зданий и сооружений, приобретения современного оборудования, мебели за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках подпрограммы «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями стаховых пенсий по старости и по инвалидности, с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» государственной  программы «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы в 2015 году выделено 4103,3 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республики Мордовия  2700,0 тыс. рублей, из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1403,3 тыс. рублей на  капитальный ремонт  жилого корпуса Козловского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

 Предоставление срочных социальных услуг

Расширению форм предоставления целенаправленной адресной социальной помощи населению способствует в значительной степени активное развитие служб срочной социальной помощи, которые предоставляют необходимую информацию, консультации, одежду, обувь, другие предметы первой необходимости, оказывают материальную и экстренную психологическую помощь. Наличие этих форм дает возможность оказать поддержку малоимущим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе и гражданам пожилого возраста.  

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

За 9 месяцев 2015 года срочными социальными услугами воспользовались более 7 тыс. человек.

Подводя итог своему выступлению, необходимо отметить, что в Республике Мордовия своевременно проведены мероприятия по принятию всех нормативных правовых актов, связанных с реализацией Федерального закона №442-ФЗ, обеспечены необходимые меры, связанные с непосредственной организацией социального обслуживания населения (составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам, перезаключение договоров о социальном обслуживании, формированию реестра поставщиков социальных услуг, создание их официальных сайтов)

На постоянной основе ведется информационно-разъяснительная работа по вопросам связанным с предоставлением социальных услуг с учетом Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан».

Самое главное, что необходимо отметить, положение граждан, получавших социальные услуги до 1 января 2015 года, в связи с переходом на предоставление социальных услуг с учетом нового законодательства не ухудшилось.

Тем не менее, в целях дальнейшей реализации положений федерального закона, а также НПА Республики Мордовия в сфере социального обслуживания населения, необходимо продолжить работу по реализацииПлана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)», в который включены также и мероприятия, связанные с исполнением резолюции Всероссийского форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 г., том числе по:

информационно-разъяснительной работе основных положений закона среди населения - получателей социальных услуг, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций бизнес сообщества;

достижению показателей нормативов числа получателей услуг на одного социального работника с учетом региональной специфики и числа получателей услуг (6,3);

совершенствованию деятельности мобильных социальных служб (мобильных бригад) по обслуживанию граждан для оказания социальных услуг пожилым гражданам, инвалидам и иным маломобильным группам населения, проживающим в отдаленных населенных пунктах;

проведению капитальных ремонтов зданий стационарных учреждений социального обслуживания в рамках государственной  программы  Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

привлечению в сферу социального обслуживания социально-ориентированных некоммерческих организаций и негосударственный сектор.