Национальный план борьбы с допингом в российском спорте

     23 мая в Краснодаре Президент РФ Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. Члены Совета получили на руки «Национальный план борьбы с допингом в российском спорте», принятый Независимой общественной антидопинговой комиссией под председательством Виталия Смирнова почти четыре месяца назад – 1 февраля 2017 года. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ В РОССИЙСКОМ СПОРТЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Использование запрещенных субстанций и методов (далее – использование допинга) является одной из основных проблем современного мирового спорта, поскольку подрывает доверие к спортивному соревнованию и честному соперничеству, наносит ущерб здоровью спортсменов. 

Борьба с использованием допинга ведется как на международном, так и на национальных уровнях. 
Российская Федерация в 2006 году ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с допингом в спорте, соблюдает Всемирный антидопинговый кодекс Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и другие международные правовые акты в сфере противодействия допингу. 

В России создана законодательная база по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает дисциплинарную ответственность за нарушение антидопинговых правил спортсменами, тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта. 

В 2016 году введена уголовная ответственность за склонение спортсмена к использованию и за использование в отношении него субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. 

Ужесточена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. 

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры по борьбе с допингом, нерешенными остаются следующие проблемы: 

– неполная реализация института ответственности за противоправное поведение в области соблюдения антидопинговых правил, несоблюдение принципа неотвратимости наказания; 

– значительные материальные стимулы для победителей и призеров крупных международных спортивных соревнований и отсутствие механизмов обращения взыскания на доходы спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта при установлении нарушений антидопинговых правил; 

– отсутствие репутационных издержек у спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, нарушивших антидопинговые правила, невысокий уровень солидарности спортсменов, тренеров и иных специалистов в вопросе абсолютного неприятия противоправного поведения в области соблюдения антидопинговых правил; 

– несовершенная система оплаты труда специалистов в области физической культуры и спорта, способствующая форсированию спортивной подготовки на разных этапах любыми средствами, в том числе путем возможного склонения спортсменов к употреблению допинга; 

– слабое научно-методическое обеспечение процесса спортивной подготовки, обусловленное низким уровнем организации и проведения научных исследований в спорте; 

– недостаточный уровень взаимодействия с международными организациями, осуществляющими выработку политики в сфере борьбы с допингом в спорте; 

– низкий уровень представительства и неучастие в работе международных организаций, осуществляющих выработку политики в сфере борьбы с допингом в спорте; 

– размытость границ ответственности федеральных органов власти, национальной антидопинговой организации, антидопинговой лаборатории и других субъектов антидопинговой работы; 

– отсутствие должного уровня коммуникации между субъектами спорта и национальной антидопинговой организацией, антидопинговой лабораторией и другими субъектами антидопинговой работы; 

– недостаточная работа по подготовке, особенно по повышению квалификации, работников физической культуры и спорта, врачей по вопросам борьбы с допингом. 

Эти и другие причины привели к сбою в функционировании национальной системы борьбы с допингом в спорте. 
Из-за проблем с допингом ряд спортсменов были отстранены от участия в XXXI Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро, в том числе с использованием Международной ассоциацией легкоатлетических федераций принципа коллективной ответственности. 

Решением Международного паралимпийского комитета без представления общественности фактических оснований полностью была отстранена от участия в Паралимпийских играх российская паралимпийская команда. 
Отстранение спортивной сборной команды Российской Федерации по тяжелой атлетике от Игр в Рио также вызвало широкий резонанс в международном спортивном сообществе и негативно сказалось на имидже российского спорта в целом. 

В настоящее время лишаются завоеванных ранее наград российские победители и призеры предыдущих Олимпийских игр, чемпионатов мира по различным видам спорта. 

При этом в Российской Федерации не было и не существует государственной системы манипулирования результатами допинг-проб спортсменов. 

В целях изменения сложившейся ситуации, восстановления доверия международного спортивного сообщества, реализации основополагающих принципов олимпизма и искоренения причин и условий, порождающих использование допинга в российском спорте, требуется принятие серьезных мер. 

Национальный план борьбы с допингом в российском спорте предусматривает систему мер правового, организационного, экономического, технического, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный и региональный уровни, направленную на устранение коренных причин применения допинга в спорте. План должен быть последовательно реализован государственными органами власти, общероссийской антидопинговой организацией, антидопинговой лабораторией, спортивными федерациями и лигами, объединениями и организациями, а также иными институтами гражданского общества и физическими лицами в течение 2017 года. 

В результате реализации Национального плана борьбы с допингом в российском спорте ожидается: 

– формирование в российском обществе нетерпимости к употреблению и распространению допинга в спорте, отношения к этому как к противоправному деянию; 

– существенное сокращение количества нарушений антидопинговых правил, совершаемых российскими спортсменами, и уменьшение спроса на запрещенные субстанции и (или) методы; 

– существенное сокращение последствий от применения допинга для страны в целом и для спортсменов в частности, в первую очередь исключение возможного ущерба для здоровья спортсменов; 

– создание и функционирование национальной (федеральной) системы мониторинга и управления ситуацией в плане борьбы с допингом в Российской Федерации, включая сегмент профилактики употребления допинга, а также лекарственных препаратов и спортивного питания, содержащих запрещенные субстанции; 

– создание целостной научно-исследовательской системы, обеспечивающей на постоянной основе комплексные исследования в сфере противодействия допингу, в том числе с использованием передовых технологий; 

– возвращение общероссийской антидопинговой организации статуса соответствующей Всемирному антидопинговому кодексу ВАДА; 

– восстановление аккредитации антидопинговой лаборатории со стороны Всемирного антидопингового агентства; 

– восстановление доверия к российскому спорту со стороны российской и международной общественности; 

– выработка предложений для международного спортивного сообщества по совершенствованию системы борьбы с допингом в спорте. 

РАЗДЕЛ I 
Нормативное правовое обеспечение предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним 

Принять меры по гармонизации законодательства в целях осуществления контроля в области физической культуры и спорта, в том числе внедрить механизм государственной аккредитации организаций, осуществляющих оказание услуг по спортивной подготовке, органами государственной власти соответствующих уровней с учетом опыта организации контрольно-надзорной деятельности. Совместно с общероссийской антидопинговой организацией, общероссийскими спортивными федерациями обеспечить детальную регламентацию деятельности врачей, тренеров и других специалистов по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним. 

Внести в нормативные правовые акты изменения, внедряющие механизм обращения взыскания на доходы и имущество спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов в области физической культуры и спорта, полученные от государственных и негосударственных структур за спортивные достижения на соревнованиях различного ранга, в случае последующего выявления совершения ими нарушений антидопинговых правил и применения к ним санкций уполномоченными организациями. 

Проработать возможность нормативно закрепить требование к производителям обеспечивать явную маркировку выпускаемых лекарственных средств и биологически активных добавок словом «ДОПИНГ» с указанием года включения в соответствующий список запрещенных субстанций в случае наличия в таких лекарственных средствах и биологически активных добавках запрещенных субстанций, а также предусмотреть ответственность за нарушение данного требования. 

Нормативно закрепить требование к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и на сайтах врачебно-физкультурных диспансеров субъектов Российской Федерации следующей информации: список запрещенных субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства; статьи УК РФ и КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение антидопингового законодательства; макеты профстандарта для специалистов по антидопинговому обеспечению. 

Подготовить предложения по уточнению уголовной, административной и дисциплинарной ответственности и соответствующих мер воздействия на спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов в области физической культуры и спорта с учетом правоприменительной практики. 

Разработать меры, устанавливающие ограничения, запреты и обязанности лиц, понесших наказания за нарушение антидопинговых правил и замещающих государственные и негосударственные руководящие должности в сфере физической культуры и спорта, вплоть до лишения права дальнейшей работы или участия в каких-либо государственных программах, имеющих отношение к физической культуре и спорту. 

Внести в нормативные правовые акты изменения, обеспечивающие возможность оплаты общероссийскими спортивными федерациями инвалидов услуг по антидопинговому тестированию спортсменов основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации. 

РАЗДЕЛ II 
Организационное обеспечение предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним 

Обеспечить внесение изменений в законодательство РФ и учредительные документы физкультурно-спортивных и антидопинговых организаций, предусматривающих, что: 

– учредителями (членами) общероссийской антидопинговой организации не должны быть органы государственной власти. Учредителями должны быть Олимпийский комитет России и Паралимпийский комитет России (выполнено); 

– антидопинговая лаборатория, аккредитованная Всемирным антидопинговым агентством, отнесена к ве́дению ведущего образовательного учреждения Российской Федерации – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, обладающего высокой степенью автономии. 

Создать во всех общероссийских спортивных федерациях по видам спорта структурные подразделения по борьбе с допингом, возложить соответствующую персональную ответственность на их руководителей и создать механизм оперативного прекращения государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций по видам спорта в случае неоднократного нарушения антидопинговых правил. 

Проработать возможность внедрения системы добровольного внесоревновательного и соревновательного тестирования спортсменов, не включенных в пул тестирования, формируемый антидопинговой организацией. 

Предусмотреть обязательное тестирование спортсменов – кандидатов в спортивные сборные команды страны, впервые включаемых в их составы. 

Олимпийскому комитету России и Паралимпийскому комитету России обеспечить: 

– проведение открытого конкурса на замещение должности генерального директора общероссийской антидопинговой организации; 

– операционную независимость общероссийской антидопинговой организации; 

– эффективное сотрудничество с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Всемирным антидопинговым агентством, иными антидопинговыми организациями. 

При формировании федерального бюджета на очередной финансовый год: 

– предусматривать средства на проведение антидопинговой работы, в том числе на обеспечение деятельности общероссийской антидопинговой организации и антидопинговой лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, на оплату услуг организации, рекомендованной ВАДА для планирования тестирования (до восстановления общероссийской антидопинговой организацией статуса соответствующей Всемирному антидопинговому кодексу), а также на оплату услуг иностранных антидопинговых лабораторий (до получения аккредитации российской антидопинговой лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством) и оплату услуг организации, осуществляющей отбор проб; 

– предусматривать средства для осуществления увеличенного объема тестирования спортсменов-паралимпийцев в соответствии с требованиями Международного паралимпийского комитета и международных спортивных федераций инвалидов; 

– определить порядок входа (выхода), въезда (выезда) допинг-офицеров и их транспортных средств на территорию (с территории) закрытого административно-территориального образования. 

Проработать вопрос о принятии и реализации мер по развитию института «информаторов» – лиц, своевременно сообщающих о фактах нарушения антидопинговых правил спортсменами, тренерами, иными лицами, а также физкультурно-спортивными организациями. 

РАЗДЕЛ III 
Научное, медицинское и медико-биологическое обеспечение предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним 

Определить механизм организации и проведения приоритетных научных исследований по влиянию на организм и здоровье человека вновь разрабатываемых и используемых запрещенных субстанций и методов (не включенных в соответствующий список ВАДА), а также по способам и технологиям их обнаружения силами Российской академии наук, Федерального медико-биологического агентства России, Федерального агентства научных организаций и антидопинговой лаборатории. 

Обеспечить эффективное функционирование федерального научного центра в области спорта с достаточным уровнем ежегодного финансирования, одной из основных задач которого должно стать обеспечение проведения и координация научных исследований в спорте, создание передовых методов спортивной подготовки, распространение и внедрение инновационных наработок в практику. 

Совершенствовать подготовку спортивных врачей, в том числе в аспекте антидопингового контроля, уделяя особое внимание направлению, связанному с медицинским сопровождением спортсменов, состояние здоровья которых требует применения лекарственных средств, содержащих запрещенные субстанции. 

Усилить меры по контролю за оборотом биологически активных добавок (БАД) и различных видов спортивного питания на предмет присутствия запрещенных субстанций, в том числе усилить ответственность изготовителей за недостоверную или неполную информацию об их составе. 

РАЗДЕЛ IV 
Образовательные программы, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним 

Образовательным организациям обеспечить разработку и реализацию программы повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта в области борьбы с допингом в спорте. 

Обеспечить разработку и проведение специального курса повышения квалификации для врачей спортивных сборных команд Российской Федерации по практическому применению механизма терапевтического использования запрещенных субстанций в соответствии с международным стандартом. 

Предусматривать в планах повышения квалификации работников физической культуры и спорта, образования, здравоохранения реализацию программ повышения квалификации в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним. 

Предусмотреть создание и ведение национального кадрового резерва специалистов в области физической культуры и спорта. 

При разработке концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации учесть положение о необходимости антидопинговой профилактики и пропаганды нетерпимого отношения к допингу. 

Разработать и внедрить образовательные программы, направленные на антидопинговую профилактику и пропаганду нетерпимого отношения к допингу: 

– в образовательных организациях высшего образования, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта; 

– в организациях спортивной подготовки; 

– в спортивных сборных командах Российской Федерации. 

РАЗДЕЛ V 
Взаимодействие с международными спортивными организациями 

Общероссийским спортивным федерациям обеспечить должный уровень представительства и активное участие российских специалистов в работе руководящих, технических, дисциплинарных и иных органов международных спортивных организаций в целях транспарентности и эффективного диалога. 

Обеспечить должный уровень представительства в составе подгруппы по науке Группы мониторинга Антидопинговой конвенции (TDO) Совета Европы. 

Утверждать ежегодные планы взаимодействия с ЮНЕСКО, Советом Европы, информирования международной общественности о мерах по борьбе с допингом в России. 

Выработать и направить в соответствующие международные организации предложения по совершенствованию механизмов борьбы с допингом, в том числе по реформированию системы выдачи разрешений на терапевтическое использование запрещенных субстанций путем ужесточения контроля за состоянием здоровья спортсменов и введения единого порядка медицинского осмотра спортсменов в целях выдачи разрешений на терапевтическое использование запрещенных субстанций. 

РАЗДЕЛ VI 
Информационное освещение и инновационные методы предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним 

Разработать план информационной поддержки, направленный на освещение в российских и международных средствах массовой информации мероприятий в рамках реализации Национального плана борьбы с допингом в российском спорте. 

Предусматривать проведение ежегодных социологических исследований по проблемам допинга в спорте среди различных категорий и групп населения. 

Обеспечить информирование общественности посредством средств массовой информации о примененных спортивных санкциях и об иных мерах ответственности к виновным спортсменам и обслуживающим их лицам (тренерам, врачам, иным специалистам) за нарушение требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним в целях формирования нетерпимости к нарушению антидопинговых правил. 

РАЗДЕЛ VII 
Современные информационные технологии, содействующие предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним 

Завершить работу по созданию и внедрению Единой системы антидопинговой нормативно-справочной информации, включающей в себя в том числе: 

– создание системы оперативного взаимодействия субъектов антидопинговой деятельности и ее реализацию; 

– разработку и внедрение информационной антидопинговой справочной системы, позволяющей получить в реальном времени оперативную и достоверную информацию о наличии или об отсутствии в лекарственных препаратах, зарегистрированных на территории Российской Федерации, субстанций, запрещенных в спорте. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Дополнить Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года актуальными задачами по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним с учетом положений настоящего Национального плана борьбы с допингом в российском спорте.