Виталий Смирнов: «Мы имеем возможность создать самую передовую в мире систему противодействия допингу»

23 мая в Краснодаре завершилось заседание Совета по развитию физической культуры и спорта под председательством Президента РФ Владимира Путина. Встреча была посвящена подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд.

Речь главы Независимой общественной антидопинговой комиссии Виталия Смирнова на заседании Совета: 


Виталий Смирнов: Уважаемые члены Совета!


Прежде чем перейти к основной теме своего выступления, я хотел бы сообщить вам следующую информацию.


18 мая на заседании в Монреале Совет учредителей Всемирного антидопингового агентства единогласно принял решение о возобновлении программы самостоятельного тестирования РУСАДА. Это решение вступит в силу после выполнения определенных условий с нашей стороны. Возможность принятия данных решений уже согласована.


ВАДА рассматривает решение о возобновлении деятельности РУСАДА как важнейший шаг в рамках выполнения «дорожной карты» по возвращению полного соответствия и готово оказывать помощь по всем направлениям дальнейшей работы. В частности, уже на этой неделе группа сотрудников ВАДА прибывает в Москву для оказания поддержки в подготовке расширенной программы тестирования.


Одной из тем, которые обсуждались на Совете учредителей и на исполкоме ВАДА, стал доклад Макларена. Как отметил генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли, в этом документе порой недостаточно доказательств.


О том, что докладу Макларена не хватает юридической обоснованности и полноты, говорили в свое время и мы. Это признают представители МОК и международных федераций.


Но в то же время, важно подчеркнуть, что доклад Ричарда Макларена дал нам возможность по-новому взглянуть на всю систему антидопинговой работы в российском спорте.


Тот факт, что многие российские спортсмены были дисквалифицированы в последнее время, говорит о неспособности существовавшей на тот момент системы предупреждать и предотвращать употребление допинга. Механизмы профилактики и пропаганды не работали. И что самое неприятное, в результате этого пострадали «чистые» спортсмены, которые никогда в жизни не нарушали никаких правил.


Пришло время проведения важных реформ, которые, надеемся, позволят сделать борьбу с допингом в нашей стране эффективней.


За последние несколько месяцев состоялось несколько ключевых решений:


- Принят Закон о привлечении к уголовной ответственности за склонение к употреблению допинга;
- Министерство спорта вышло из состава учредителей РУСАДА;
- финансирование РУСАДА с 2017 года осуществляется напрямую из федерального бюджета и увеличено в 3 раза;
- Лаборатория была передана под управление МГУ им.Ломоносова.


Собственно, это уже и есть реализованные на данный момент положения Национального плана борьбы с допингом, который будет представлен вам сегодня.


К работе над Национальным планом были привлечены члены Независимой комиссии, ведущие российские эксперты в области спортивной медицины, юриспруденции, образования и науки. С нами сотрудничали представители  МОК, ВАДА, отдельных международных федераций.  Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех за те усилия, которые они приложили, при создании Национального плана и в работе Комиссии в целом.


Считаю важным отметить то внимание, которое уделяется антидопинговой тематике на всех уровнях государственной власти.


Рассчитываем, что данный документ позволит не только восстановить доверие международного спортивного сообщества, но искоренить причины и условия, порождающие использование допинга в спорте.


В Плане содержится целый ряд по-настоящему инновационных предложений. В том числе и на мировом уровне. Мы ожидаем, что в результате реализации этого Плана в нашей стране существенно сократится количество нарушений антидопинговых правил, будет окончательно сформировано нетерпимое отношение к допингу.


Позвольте подробнее остановиться на некоторых положениях Национального плана.


Как правило, есть несколько причин, побуждающих идти на нарушение антидопинговых правил. И основными среди них всегда были деньги и карьера.


В этой связи в Плане предусмотрены меры по контролю за недобросовестными благо получателями от спорта.


В нормативные акты будут заложены механизмы взыскания доходов и имущества дисквалифицированных спортсменов и тренеров, которые они получили в качестве призовых. И неважно, сколько пройдет лет. Все полученные от государственных или негосударственных структур блага — квартиры, машины, деньги — придется вернуть.


Тот же принцип будет предложен и в отношении дисквалифицированных спортсменов, в случае, если они будут претендовать на замещение государственных и негосударственных должностей в сфере физической культуры и спорта. Человек, отбывший в прошлом дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил, будет ограничен или пожизненно лишен права занимать такие должности.


Употребление допинга должно стать не только угрозой спортивной карьере, но и угрозой карьере после спорта.


Странно наблюдать за тем, как некоторые российские СМИ делают чуть ли не героев из людей, отбывающих допинговую дисквалификацию. Как эти люди занимают государственные должности, выступают в качестве экспертов на телевидении и в прессе, тренируют детей. Если мы действительно хотим формировать у себя эффективную антидопинговую пропаганду, этому необходимо положить конец.


Огромная роль в предотвращении употребления допинга лежит на спортивных федерациях. План предусматривает, что в случае неоднократных нарушений антидопинговых правил, соответствующая федерация будет оперативно лишена государственной аккредитации. Думаю, это позволит повысить персональную ответственность руководителей федераций за проведение антидопинговой работы. К деятельности федераций чуть позже я еще вернусь.


Одной из самых дискутируемых тем современного спорта — является использование запрещенных препаратов в рамках так называемых терапевтических исключений.


К сожалению, в последнее время мы наблюдаем, что мировой спорт из честного соперничества превращается в соревнования между тяжелобольными людьми со справками, а также в ожесточенную борьбу производителей фарм-препаратов!


Сейчас понятно, что эта система требует серьезного и всестороннего пересмотра.


Национальный план предусматривает выработку и направление в соответствующие международные организации предложений по реформированию системы выдачи терапевтических разрешений. В частности, необходимо добиться единого универсального порядка медицинского осмотра и контроля за здоровьем спортсменов, независимо от их национальной принадлежности и географического местонахождения. 


Параллельно нам предстоит провести образовательную работу среди российских спортивных медиков и атлетов, с тем, чтобы они лучше понимали механизмы выдачи ТИ и в случае оправданной необходимости ими пользовались. Цифры говорят о том, что эти механизмы в нашей стране почти не применяются. Если российскими спортсменами в 2015 году было получено два с половиной десятка разрешений на терапевтическое использование, в других странах счет выданных разрешений идет на сотни.


Еще одной инновацией для международного сообщества станет наше предложение по обязательному тестированию спортсменов, которые впервые включаются в сборные команды страны. Это по-настоящему революционный подход, который сейчас не применяется нигде. Благодаря этой системе, мы сможем быть уверены в «чистоте» наших резервистов, которые пополняют ряды основных сборных команд.


В Плане отдельно значится вопрос о необходимости определить правовые основы для создания института так называемых «информаторов». Мы понимаем, что это очень непростой вопрос. Но от дискуссии на эту тему нам никуда не уйти — это требование сегодняшнего дня. И что немаловажно, одно из требований, которое предъявляется нам для восстановления статуса на международной арене.


При этом, конечно, должна быть исключена возможность злоупотреблений и сознательного предоставления ложной информации.


Отдельно в Плане прописаны положения, направленные на скорейшее восстановление Паралимпийского комитета России в Международном паралимпийском комитете.


К сожалению, буквально вчера стало известно, что МПК оставил в силе отстранение Паралимпийского комитета России. И окончательное решение по поводу участия наших паралимпийцев на Играх в Корее будет принято в только сентябре. И это все происходит на фоне положительных отзывов ВАДА о прогрессе в деятельности ПКР.


Мы все помним возмутительную историю с отстранением российской паралимпийской команды от Игры в Рио и обязаны сделать все возможное, чтобы не допустить ее повторения. Вместе с тем, мы вправе рассчитывать на более конструктивную позицию со стороны наших коллег из МПК.


Уважаемые члены Совета, это были представлены основные положения Национального плана борьбы с допингом. Этот документ обширен и включает в себя весь спектр мер — от нормативно-правового и организационного обеспечения до взаимодействия с международными структурами. Есть разделы посвященные науке, образовательным и информационным программам.


Очевидно, что в рамках реализации Плана потребуется внесение определенных изменений в действующее законодательство. И в этом вопросе мы надеемся на помощь представителей депутатского корпуса.


В свое время Национальный план был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для внесения замечаний и предложений по срокам выполнения.


После того, как  Национальный план был утвержден на заседании нашей Комиссии, во исполнение поручения Президента России, Правительство Российской Федерации разработало комплекс мер по его реализации.


При утверждении данного комплекса мер, общественный контроль за его реализацией предлагаем возложить на Независимую комиссию.


В рамках нашей работы над Национальным планом мы не могли обойти своим вниманием действующую систему управления спорта в нашей стране.


МОК, ВАДА отводят большую роль в борьбе с допингом национальным федерациям по видам спорта. В то же время, мы видим, что некоторые наши федерации утратили свое место в системе управления и не имеют должных полномочий.


Известно, что мировое спортивное движение регулируется и управляется общественными организациями — Международным олимпийским комитетом и международными федерациями. В своем взаимодействии со странами, эти организации предпочитают иметь дело с аффилированными себе структурами — то есть, соответственно, с Национальными олимпийскими комитетами и федерациями. Формат этого взаимодействия четко прописан в соответствующих Хартиях и уставах. У нас же функции по обеспечению подготовки в спорте высших достижений зачастую переходят в государственный орган власти.


Ситуация, когда в России функции развития массового и профессионального спорта, подготовки к Олимпийским играм, а также надзор и контроль в сфере спорта, свелись в одно ведомство, приводит к неверному смещению приоритетов. Министерство порой подменяет собой Олимпийский комитет и федерации.


Мы считаем, что надо больше доверять национальным федерациям! Ведь как ни крути, именно здесь сосредоточены профессионалы по тому или иному виду спорта. Они ближе к спортсменам, к командам. Почему бы не дать федерациям больше самостоятельности, например, в вопросах утверждения главных тренеров и прочих специалистов, работающих со сборными? Тем более, у нас есть немало примеров прекрасной самостоятельной работы федераций, которые выдают результат на протяжении десятилетий. Я имею в виду фехтование, фигурное катание, художественную гимнастику, синхронное плавание.


Я сейчас не хотел бы обсуждать преимущества и недостатки различных вариантов изменений в системе управления спортом. Это должна сделать группа экспертов, и только после самого тщательного анализа. В этой связи считал бы целесообразным дать поручение в рамках Совета по спорту подготовить предложения по данному вопросу.


Российский, да и мировой спорт в целом, сейчас переживают сложные времена. Время ставит перед нами новые задачи.


От решений, принятых нами, во многом будет зависеть судьба следующих поколений спортсменов. У нашей страны есть возможность выйти из этой ситуации в роли мирового лидера. Но для этого нам необходимо не ждать, а действовать самим. Играть, так сказать, на опережение. Мы имеем возможность создать самую передовую в мире систему противодействия допингу. Здесь также важно подчеркнуть, что мы вправе рассчитывать на то, что аналогичные подходы к борьбе с допингом будут приняты и в других странах.


Уверен, что Национальный план борьбы с допингом и его последующая реализация позволят России сделать шаг в правильном направлении.


Спасибо за внимание!