Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта состоялось в Краснодаре

Владимир Путин провёл в Краснодаре заседание Совета по развитию физической культуры и спорта.

 * * * 

Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! 

Сегодняшняя наша встреча – заседание совета по спорту – посвящена подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд. Эта тема связана не только с формированием достойной смены для спорта высших достижений. Главное – воспитание здорового подрастающего поколения, которое должно разделять ценности активного образа жизни и физической культуры. 

Система спортивной подготовки детей и молодёжи у нас, безусловно, есть, она складывалась десятилетиями. Но современные тенденции мирового спорта, новые возможности науки, технологии, а также новые вызовы диктуют необходимость серьёзного пересмотра сложившихся методик и подходов. 

Наша цель – обеспечить конкурентоспособность юных атлетов, всего российского спорта, сохранить позиции лидеров по очень многим направлениям. Прежде всего необходимо обеспечить непрерывность подготовки спортивного резерва: от секций в школах до спортивных вузов, от дворовых команд до сборных страны. 

Программы дополнительного образования и стандарты в спорте должны быть гармонично увязаны и подчинены общим требованиям, представлять собой единый педагогический процесс. Здесь важно типы организаций, которые занимаются спортивным резервом, их статус, да и с названиями, наверное, вы со мной согласитесь, пора разобраться, а то запутаться очень просто. У нас и какие-то ДЮШСР, ШОР, ДЮШС, СШ, ЦСП, ЦОП, да бог знает чего только нет. По сути, они все занимаются одним и тем же – воспитывают атлетов, и вне зависимости от ведомственной принадлежности должны иметь универсальные названия, понятную систему контроля и, что самое главное, руководствоваться общими федеральными стандартами спортивной подготовки. 

Также следует подумать о поддержке талантливых ребят. В ряде регионов уже работает система грантов для перспективных спортсменов. Считаю возможным реализовать такую систему на федеральном уровне. Это позволит выявлять и вести к успеху лучших из лучших. Средства на эти цели надо изыскать, в том числе за счёт сокращения финансирования, я уже об этом говорил неоднократно, профессионального спорта, во всяком случае по тем каналам, по которым часто сегодня деньги направляются, и направляются очень большие и не всегда обоснованно. 

Неотъемлемой частью спортивного воспитания и процесса отбора одарённой молодёжи всегда были и остаются соревнования. Российский спортивный календарь достаточно разнообразен, насыщен, но в нём явно не хватает яркого общенационального события, которое дало бы поклонникам спорта возможность увидеть наших лучших атлетов, представляющих разные виды спорта. 

Напомню, что ещё в 2013 году мы приняли решение о проведении летних и зимних всероссийских спартакиад по дисциплинам, входящим в олимпийскую и паралимпийскую программы. Однако это решение так и не было до конца реализовано на практике, хотя все возможности для этого есть. Мы предприняли скромные попытки это реализовать, но в полном объёме этого не сделали. 

Вместе с тем национальные комплексные соревнования самого высокого уровня – большой спортивный праздник, объединяющий страну, – сегодня как никогда актуальны. Более того, надо предусмотреть возможность участия и зарубежных атлетов, что придаст состязаниям зрелищность и остроту борьбы, сделает их привлекательными как для зрителей, так и для принимающих их регионов. 

Прошу Правительство обеспечить подготовку и проведение таких спартакиад, а темы, что мы сегодня обсудим, отразить в концепции подготовки спортивного резерва России и согласовать с регионами. 

В свою очередь регионам надо актуализировать перечни базовых видов спорта, которые они в своё время выбрали с учётом своих реальных возможностей чётко соблюдать федеральные стандарты. 

Говоря о спортивном резерве, будет неправильно обойти тему завершения спортивной карьеры. 

Во-первых, требуются дополнительные меры, что позволят тем, кто достойно представлял страну на спортивной арене, обрести новые профессиональные возможности, найти применение своим талантам, своему опыту. 

Во-вторых, надо проработать тему с поддержкой серебряных и бронзовых призёров олимпиад, достигших пенсионного возраста. Сейчас это делает Фонд поддержки олимпийцев. Но он создавался – я сам его создавал, был инициатором этого фонда, задумку я очень хорошо помню – для помощи действующим спортсменам. И должен сосредоточиться именно на этой работе. Тем более не за горами очередная зимняя Олимпиада. И хотел бы заметить, что итоги прошедшего зимнего сезона могли бы быть, мягко говоря, лучше. 

Сегодня Павел Анатольевич Колобков расскажет о подготовке к Играм 2018 года в Корее и к последующим: в Японии и Китае. 

Обращаю внимание на регион проведения олимпиад. Надо сделать всё, чтобы наши сборные готовились к ним в сходных географических условиях, и, кроме того, начать выявлять и поддерживать перспективных атлетов с прицелом на Игры 2024 года. Виталий Георгиевич Смирнов сегодня также представит вниманию Совета информацию о национальном плане борьбы с допингом. 

Давайте перейдём к обсуждению. Слово Министру спорта Павлу Анатольевичу Колобкову. Пожалуйста, Павел Анатольевич. 

П.Колобков: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, коллеги! 

Прежде всего благодарю членов рабочей группы, которые подготовили материалы к заседанию Совета, ведущих специалистов отрасли, руководителей регионов, министерств. Все действовали слаженно, активно и неравнодушно. Результат получился достойный. Я отмечу основные итоги, а коллеги меня, конечно, дополнят. 

Наряду с главной задачей, о которой Вы, Владимир Владимирович, уже сказали, – вовлечение людей в систематические занятия физической культурой и спортом, – немаловажной видится задача, связанная с обеспечением высокого уровня мастерства российских атлетов. Напомню, что согласно Стратегии развития физической культуры и спорта наша цель – быть в тройке призёров на Олимпийских играх. В этой логике организована система подготовки спортивного резерва. Она включает в себя более 5 тысяч спортивных организаций, почти 50 тысяч объектов спорта и 3 миллиона 300 тысяч спортсменов, из которых 12,5 тысячи входят в состав национальной сборной России. Нашу сборную обеспечивают более 4 тысяч специалистов, а всего в системе подготовки спортивного резерва работает 95 тысяч тренеров. 

Финансовое обеспечение этой работы – консолидированное, из федерального и региональных бюджетов. В 2016 году в сравнении с 2014 годом оно выросло почти на 10 миллиардов рублей и составило 132 миллиарда рублей. Только на развитие базовых видов спорта субъектами Федерации за три последних года из федерального бюджета направлено более 1,8 миллиарда рублей. Постоянно совершенствуется нормативная база, развивается отраслевой федеральный закон. 

По Вашему поручению разработан проект концепции федерального спортивного резерва, он согласован с федеральными органами исполнительной власти и получил одобрение 83 субъектов Российской Федерации, а также 41 спортивной федерации. Сегодня мы этот документ обязательно обсудим. Хочется, чтобы он был максимально ёмким, чётким и выполнимым. 

Ещё один момент: работа по концепции носит межведомственный характер, и логично, если она будет утверждена на правительственном уровне. Прошу Вас, Владимир Владимирович, поддержать. 

Что касается федеральных стандартов спортивной подготовки, безусловно, их соблюдение – вопрос важнейший. Они уже введены для 95 видов спорта, в том числе для всех олимпийских. В данный момент Минспорта приступил к разработке типовых программ на их основе. Рассчитываю, что мы сделаем их оперативно, чтобы в среднесрочной перспективе ввести стандарты второго поколения с учётом положительного и отрицательного опыта первого [поколения программ]. 

Добавлю, что для соблюдения стандартов базовых видов спорта в регионах важны два вопроса – актуализация существующих перечней и эффективность их ресурсного обеспечения. В этом вопросе важны поддержка и содействие спортивных федераций. Они должны чётко представлять, где их вид спорта действительно развивается, и соответствующим образом выстраивать свою работу. 

В целом система подготовки спортивного резерва подробно описана в материалах. Поэтому перейду к проблемам и предложениям, сформированным в процессе нашей работы. 

Первое: необходимо привести в соответствие название и содержание деятельности организаций спортивной подготовки. Они делают одно дело – готовят будущих спортсменов. Цели и правила для всех: министерств регионов, спортивных федераций – должны быть едины. Сегодня у Минспорта и Минобрнауки нормальный продуктивный диалог. Минспорт – соисполнитель Концепции дополнительного образования детей. Но в статистике Минобрнауки охваченными системой допобразования фигурируют лишь те, кто занимается в подведомственных Минобру организациях. Уверен, Ольга Юрьевна [Васильева, Министр образования] согласится, что ситуацию нужно менять. 

Другой основой спортивной подготовки является система соревнований. Во исполнение Вашего поручения утверждён перечень соревнований, обязательных для включения в единый календарный план Минспорта и регионов. Это даёт возможность системно проводить большое количество соревнований для наших перспективных спортсменов. В этой связи Всероссийская спартакиада, о которой Вы, Владимир Владимирович, говорили, имеет огромный потенциал. Как национальный праздник спорта она также является важным инструментом выявления талантливых спортсменов, которых в современных условиях необходимо дополнительно поддерживать. 

Вы сказали про гранты. На федеральном уровне обеспечить их возможно, рабочая группа уже продумывает варианты. Возможно обеспечить до 10 тысяч грантов. Подробнее об этом чуть позже скажут мои коллеги. 

Следующая тема – кадры. Работа по усилению кадрового потенциала должна стать одним из приоритетов Министерства спорта. Сегодня в отрасли есть работники, которые не имеют профильного образования. Отмечу, их доля снижается силами российских вузов, в том числе наших отраслевых. Нам необходимо введение государственной аттестации тренерских кадров, а также система их независимой оценки с участием спортивных федераций. 

Хочу упомянуть вопросы сертификации инвентаря и оборудования. Этот вопрос сегодня ещё не решён. Рабочая группа эту проблему обозначила, считаем, что надо определить соответствующий порядок, который сориентирует нашу промышленность, а также решит проблему несчастных случаев, которые бывают по причине использования оборудования сомнительного качества и происхождения. 

Уважаемые коллеги! 

Система спортивного резерва обеспечивает пополнение наших сборных команд для достойной конкуренции на международной спортивной арене. Об условиях подготовки мы подробно говорили на совещании у председателя Правительства 12 мая. На сегодняшний день в списках наших сборных состоит порядка 12,5 тысячи спортсменов, в том числе в 57 олимпийских видах спорта, и более 2 тысяч паралимпийских спортсменов. 

Работает трёхуровневая система управления, которая позволяет обеспечить адресный подход к организации подготовки российских спортсменов к соревнованиям. Первый уровень – оргкомитет по подготовке российских спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм, образованный на уровне Правительства Российской Федерации. Второй уровень – штаб подготовки, куда входят представители наших основных федераций, Олимпийского и Паралимпийского комитетов, ФМБА, субъектов Российской Федерации под руководством Минспорта. Он собирается ежемесячно. И третий уровень – это экспертный совет Министерства спорта, объединяющий авторитетных тренеров, научных работников и других ключевых специалистов. Совет проводит анализ планов подготовки сборных команд, даёт рекомендации для успешного выступления на соревнованиях. 

Всё научно-методическое обеспечение – за аналитическим управлением Федерального центра спортивной подготовки сборных команд. Также есть 31 комплексная научная группа по разным видам спорта, где работает 120 специалистов. Медико-санитарное и медико-биологическое сопровождение спортсменов спортивных сборных России, проведение углублённых медицинских обследований обеспечивает Федеральное медико-биологическое агентство [ФМБА]. Работа над системой медицинского обеспечения спортивного резерва идёт совместно с Минздравом и ФМБА. 

Нами решены вопросы дополнительного медицинского страхования спортсменов – членов сборных команд, стоящих на ставках в центрах спортивной подготовки по олимпийским и паралимпийским видам спорта. 

Здесь коснусь темы противодействия допингу в спорте. МОК проводит перепроверку проб, и у нас большое число спортсменов лишено спортивных наград. Вы, Владимир Владимирович, очень чётко высказались по этому вопросу 1 марта в Красноярске. Мы должны в тесном взаимодействии с международными организациями эту ситуацию исправить. И мы это делаем. Мы пошли на серьёзное реформирование антидопинговой системы, создана независимая общественная антидопинговая комиссия, Россия открыла границы для иностранных антидопинговых офицеров. Совместно с ВАДА мы осуществили реформирование Российского антидопингового агентства, сделали его более прозрачным и независимым. Увеличили бюджет агентства и предусмотрели прямой порядок его финансирования непосредственно из федерального бюджета. Сейчас передаём российскую антидопинговую лабораторию в ведение Московского государственного университета. Ввели уголовную ответственность за склонение спортсмена к употреблению допинга. Все перечисленные мероприятия мы проводим совместно с международным спортивным сообществом. 

Сейчас основная задача в зимних видах спорта – подготовить сборную команду к олимпийским играм 2018 года в Пхёнчхане. Текущий год здесь ключевой, это год набора олимпийских лицензий. В настоящее время сборная проходит предсезонную подготовку. Программа подготовки команды была утверждена 4 года назад силами всех зимних федераций, Олимпийского комитета России и Министерства спорта. По каждому виду спорта утверждена целевая комплексная программа. По итогам сезона по олимпийским дисциплинам у нас 8‑е место, но, учитывая чемпионаты мира, этапы кубков мира и другие международные соревнования, – это 4‑е место по общему количеству завоёванных медалей и 5‑е по «золоту». Очевидно, что потенциал у нас есть. 

При этом необходимо учитывать известную степень давления на наших спортсменов. Со своей стороны атлеты и тренеры сделали всё возможное для достойного выступления. Министерство спорта совместно с Олимпийским и Паралимпийским комитетами России должны обеспечить надлежащий уровень взаимодействия с международными спортивными организациями, важно расширить в них представительство России и наладить более конструктивное рабочее взаимодействие. 

Большое внимание уделяется и летним видам спорта. 2017 год – это первый год после Игр в Рио‑де‑Жанейро, когда, по сути, обновляется состав сборных команд, отбирается максимальный пул спортсменов, на которых мы будем ориентироваться при подготовке к играм в Токио. Здесь отмечу, что у нас действуют в самых разных климатических зонах 12 федеральных центров подготовки, которые непосредственно обеспечивают подготовку сборных команд. Это «Токсово», «Чайковский», «Юг‑Спорт», «Парамоново», «Руза», «Озеро Круглое», «Новогорск», «Ока», «Крымский», «Кисловодск», «Бронницкий» и, конечно, Поволжская академия. К Играм 2018, 2020 и 2022 годов, которые пройдут в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, будем готовиться в соответствующих и необходимых условиях. 

На проектирование, строительство и реконструкцию инфраструктуры спорта высших достижений по федеральной целевой программе в 2006–2015 годах в целом было затрачено 48,6 миллиарда рублей. В программе 2016–2020 годов запланированы средства до 10 миллиардов рублей на реконструкцию тренировочных центров в Крыму, развитие спортивной базы федерального центра «Юг‑Спорт» в Сочи и Кисловодске, а также тренировочного центра «Озеро Круглое». 

Вместе с тем проблема обеспеченности федеральными центрами пока не решена в велосипедном спорте, парусном спорте, триатлоне и в новых видах олимпийской программы, таких как скалолазание и скейтбординг. Мы рассматриваем Крым как территорию с наиболее подходящими условиями для реализации этих проектов. Подобрана площадка в Алуште, там готовились спортсмены ещё в 80‑х годах. Планируем разместить там открытый бассейн и рядом базу для велосипедного спорта. 

В зоне нашего внимания и более отдалённая перспектива. Уже сейчас мы приступаем к просмотру в регионах талантливой молодёжи для подготовки к Играм 2024 года. Отмечу, в прошедшем сезоне Россия заняла первое общекомандное место по итогам первенств мира как по зимним, так и по летним олимпийским видам спорта. Учитывая, что традиционно наши юниорские и молодёжные составы занимают высокие места в международных стартах, задел на будущее у нас неплохой. 

В заключение хочу ещё раз отметить, что для решения всех перечисленных вопросов необходим комплексный подход. 

Спасибо. 

<…> 

В.Путин: Что касается первого вопроса. Очень важный вопрос – подготовка спортивного резерва. Хочу поблагодарить коллег, которые работали над подготовкой сегодняшнего обсуждения. Мы учтём, постараемся учесть по максимуму замечания, которые были сделаны в ходе нашей сегодняшней дискуссии, внесём их в окончательные документы. 

По поводу национального плана борьбы с допингом в российском спорте. Хочу ещё раз поблагодарить Виталия Георгиевича [Смирнова], всех наших коллег, которые работали по этому направлению. Понятно, в каких условиях они это делали. Работа проведена очень большая, причём она велась абсолютно исходя из принципов обеспечения чистоты спорта, никаких других вводных не было, я это прекрасно видел. И сделано было, по-моему, максимум того, что можно было сделать. 

Согласен с предложением Александра Дмитриевича [Жукова] по поводу того, чтобы комиссия продолжила свою работу и в этом случае, конечно, взяла бы на себя функции независимого мониторинга и контроля за исполнением комплекса мер, который в ближайшее время на основе предложенного документа должно принять Правительство Российской Федерации. 

Самое главное, конечно, нам сформировать нетерпимое отношение к допингу вообще. И в этом смысле, может быть, и есть смысл говорить об изменении какого-то кода. Хотя, конечно, не могу не согласиться с тем, что говорил Владимир Петрович [Лукин]. Я внимательно посмотрел, и, действительно, план всеобъемлющий, серьёзный. На одно только хотел бы обратить внимание. 

Мы знаем, что Всемирное антидопинговое агентство всячески поддерживает идею, и здесь это изложено в разделе 2, в конце второго раздела. Речь идёт о проработке вопроса о принятии и реализации мер по развитию так называемого «института информаторов». 

Для нашей страны это имеет особое звучание, именно для нашей страны. Мы хорошо знаем, что с этим институтом, как это ни печально, связаны трагические страницы в истории нашего государства. С этим институтом связаны массовые сталинские политические репрессии. Для нас это имеет особое значение. И если WADA на этом настаивает, то я понимаю разработчиков этого плана, но для нас очень важно, чтобы этот институт плавно не перекочевал в другие сферы нашей жизни. Хочу обратить на это ваше внимание. 

И вообще, относиться к этому нужно очень аккуратно, осторожно, имея в виду, конечно, главную, благородную цель, которой посвящена эта работа, этот план, а именно формирование нетерпимого отношения к допингу, обеспечение чистоты российского спорта. Безусловно, это задача номер один, и мы все должны работать над реализацией этого плана и достижением этой главной цели. 

Ну а если вернуться к первому вопросу – подготовке спортивного резерва, – мы понимаем, что от комплексного решения этой задачи зависят будущие результаты спорта высоких достижений и решение основной задачи – обеспечение здорового образа жизни и здоровья наших граждан. Спорт, физическая культура напрямую связаны с этой главнейшей задачей, ради решения которой мы с вами работаем и на решение которой направлены все сегодняшние дискуссии. 

Всем вам большое спасибо. Благодарю вас.