ВЫСТУПЛЕНИЕ Министра по национальной политике Республики Мордовия А.М.Чушкина на Всероссийской научной конференции «Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных пр

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Министра по национальной политике Республики Мордовия А.М.Чушкина на Всероссийской научной конференции «Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных проблем»

г. Саранск, 20-21 октября 2016 г.

Опыт Республики Мордовия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений

Сегодня в России вопрос укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия является одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. На огромной его значимости в современных условиях неоднократно акцентировал внимание и Президент страны В.В. Путин, подчеркивая огромную важность консолидации нашего общества на основе традиционных ценностей и патриотизма.
Россия не является, и никогда не была мононациональной и моноконфессиональной. Она изначально складывалась как общее госу-дарство восточных славян, финнов-угров и тюрков, а в последние два века – и народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, как общая родина христиан и мусульман, буддистов и последователей иных национальных религий. Российское государство исторически создавалось на принципе диалога разных культур. Этот диалог изначально предполагал поиск и выработку системы ценностей и норм взаимовыгодного сосуществования разных культур.
Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это та основа, благодаря которой можно уверенно развиваться, сохраняя свою самобытность, становиться конкурентоспособными.
Сохранять в веках добрые отношения между людьми, атмосферу взаимного доверия, мира и согласия – к этому нас обязывает наша история, это нам завещали наши предки.
Сегодня органами государственной власти и институтами гражданского общества Республики Мордовия уделяется самое пристальное внимание вопросам национального строительства, укрепления межэтнического и межрелигиозного согласия, сохранения и приумножения традиций, единства народов, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии.
Республика Мордовия является многонациональным и многоконфессиональном регионом Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Мордовии проживают граждане 119 национальностей. Наиболее крупными из них являются мордва (40%, или 333,1 тыс. человек), русские (53,4%, или 443,7 тыс. человек) и татары-мишари (5,2%, или 43,3 тыс. человек). По вероисповеданию основная часть жителей Мордовии (около 93%) являются христианами русской православной церкви, татарское население является приверженцами ислама (5%).
В целях сохранения благоприятного климата межнациональных и межконфессиональных отношений между народами в Республике Мордовия принимаются конкретные меры по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Сохранение гражданского мира, межнационального единства и согласия невозможно без наличия прочной нормативно-правовой основы, отвечающей запросам современного общества. В целях сохранения благоприятного климата межнациональных и межконфессиональных отношений между народами в Республике Мордовия принята Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия на 2014 – 2020 годы», реализуется «дорожная карта» по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии на 2014 – 2016 годы. Разработаны методические рекомендации для исполнительных органов государственной власти республики о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий. Утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области сохранения национальной самобытности, развития национального (родного языка), укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества. Утвержден план мероприятий по реализации в 2016 – 2018 годах в Республике Мордовия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.
На уровне муниципальных районов и сельских поселений приняты и реализуются муниципальные программы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, утверждены планы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и иных организаций образован Совет при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям. В состав Совета вошли авторитетные представители национальных общественных, религиозных организаций, научного сообщества, руководители органов государственной власти.
В муниципальных районах Республики Мордовия определены должностные лица на уровне заместителей глав администраций, курирующие сферу межнациональных отношений. Должностные регламенты лиц, к полномочиям которых отнесены вопросы реализации государственной национальной политики, приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»
В соответствии с данными нормативными правовыми актами республиканскими органами государственной власти совместно с общественными и религиозными объединениями реализуется комплекс мероприятий по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в Республике Мордовия, направленные на сохранение этнокультурного многообразия и формирование общероссийской гражданской идентичности.
На консолидацию многонационального сообщества республики направлена деятельность Общественной палаты Республики Мордовия, Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Мордовия, Координационного Совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Общественного совета при Министерстве по национальной политике Республики Мордовия, в составе которых действуют рабочие группы, позволяющие эффективно рассматривать требующие оперативного решения задачи.
Гармонизация межнациональных отношений, укрепление государственной целостности является гарантом национальной безопасности, стабильного развития государства. Сегодня очень важно укреплять гражданское единство многонационального народа нашего государства при сохранении многообразия культур и традиций. И важную роль здесь играют народные праздники и традиции. В целях сохранения, возрождения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений в Республике Мордовия, в соответствии с Указом Главы, проводятся национально-фольклорные праздники: «Акша келу», «День славянской письменности и культуры», «Сабантуй», «Велень озкс».
Приоритетом проводимой в Мордовии национально-культурной политики выступает удовлетворение интересов и потребностей граждан вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности. Для нас важна наша общая история. Важны языки, культура и традиции всех проживающих в республике народов. Создать условия для их сохранения и развития – совместная задача органов государственной власти и институтов гражданского общества. У нас в республике дружба народов всегда была не абстрактным понятием, а живой реальностью.
В Мордовии исстари живут вместе в добрососедстве мордва, русские, татары. Обычное дело, когда мусульмане поздравляют православных с Рождеством, и, наоборот, русские – татар – с Курбан-Байрамом. Для жителей республики это сложившийся образ жизни, поведения и культуры.
Именно на это направлены основные социально значимые мероприятия, проводимые в республике, участие в которых принимают представители разных национальностей и вероисповедания. Хотелось бы отметить некоторые из них. Это «Новруз-байрам»; День татарского языка; мероприятия, посвященные Дню памяти жертв геноцида армян в Османской империи; мероприятия, посвященные Дню русского языка, День еврейской культуры; Всероссийский День мордовских языков, День татарского языка; Межрегиональный молодёжный форум «Россия – наш общий дом» и много много других.
В республиканских СМИ ведутся рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов Республики Мордовия. Реализуются проекты, направленные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие экстремизму и ксенофобии. В частности, на страницах периодических изданий открыты рубрики «Мир без экстремизма» и «Все мы – Россия». Практикуются различные формы открытого диалога, где приглашенные эксперты, общественные деятели и читатели делятся своими размышлениями о сегодняшней ситуации в Мордовии, России и мире.
Так, в 2015 году на канале «Телесеть Мордовии» (10 канал)» стартовал проект выпуска телевизионных программ, посвященных традициям и диалогу культур народов Республики Мордовия «Мордовия многонациональная». На сегодняшний день вышло 17 программ, которые получили большой общественный резонанс.
В Республике Мордовия ведется системная работа по повышению профессионального уровня государственных и муниципальных служащих Республики Мордовия, курирующих сферу этноконфессиональных отношений.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам в 2015 году прошли 193 государственных гражданских и муниципальных служащих республики (в 2014 году –233).
Важным инструментом реализации государственной национальной политики является мониторинг, позволяющий оценить состояние экономических, социальных, культурно-языковых, этнодемографических и других факторов, влияющих на возможное появление очагов напряжения и возникновение межэтнических конфликтов.
В 2015 году в рамках реализации государственной национальной политики, с целью профилактики и противодействия национальному и религиозному экстремизму, мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов было подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Республики Мордовия.
В настоящее время во взаимодействии с ФАДН России внедряется Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории Республики Мордовия.
В целях эффективного взаимодействия между Министерством и муниципальными районами Республики Мордовия в июле 2016 года заключены Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Республики Мордовия.
Для оценки состояния отношений в национальной и конфессиональной сферах Республики Мордовия проводятся комплексные социологические исследования.
В этих целях заключены соответствующие соглашения с ООО «Экспертное агентство «Регион М», Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», Мордовской региональной организацией «Центр информационных коммуникаций и социальных медиатехнологий».
В прошедшем году проведено несколько социологических исследований. В марте «Экспертное агентство «Регион М» провело массовый социологический опрос в рамках мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений. Данные опроса свидетельствуют о стабильном, добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Так их оценивают 83,6%, при этом 16,1% респондентов считают, что межэтнические отношения по месту их жительства улучшились, 74,4% считают их неизменными.
Прогноз межэтнических отношений, по оценкам респондентов, как и в прошлые годы, остается благоприятным, около 85% опрошенных считают невозможными насильственные этнические или религиозные конфликты по месту своего проживания. Из числа опрошенных 86,5% никогда не сталкивались с негативным отношением к представителям своей национальности.
Данные опроса показывают, что и межконфессиональные отношения в республике в целом сохраняют гармоничный характер, 90% респондентов не сталкивались в течение последних лет с проявлениями межконфессиональной неприязни.
Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в 2015 году проведена серия исследований по исламской проблематике. Программа социологического мониторинга включила в себя опрос старшеклассников Белозерьевской школы и еще четырех сельских школ. Таким образом, было проведено сравнение настроений в татарском селе, подверженном идеями радикального ислама, других селах республики.
Социологический опрос проведен в школьных аудиториях во время «последнего звонка» методом сплошного анонимного анкетирования учащихся десятых и одиннадцатых классов. Вопросы носили нейтральный характер, однако ответы на них и сравнение результатов между различными сельскими школами позволили выявить особенности общественного мнения не только среди молодых жителей села Белозерья, но и в их семьях.
При проведении опроса не было отказа от участия. Вопрос о хиджабах не задавался в анкете, однако было предложено написать любое свое мнение по беспокоящим вопросам. При этом «проблема платка» была упомянута отвечающими лишь единожды. Также лишь один раз вместо национальности «татарин» была указана национальность «мусульманин».
В целом ответы старшеклассников Белозерьевской СОШ мало отличаются от ответов жителей других сел, не носят однозначно протестного или изоляционистского характера. Вместе с тем разница в ответах школьников очевидна и в ряде случаев вызывает обеспокоенность.
Однако основным опросом данной направленности стало комплексное исследование «Социальный портрет татар Республики Мордовия». Впервые в истории Мордовии в октябре 2015 г. проведен массовый опрос местного татарского населения. Его результаты позволили выявить особенности проявления проблем в татарском сообществе региона в зависимости от возраста и места проживания респондентов.
Исследование показало, что подавляющее большинство местного татарского населения разделяет ценности традиционного ислама, а сторонники его нетрадиционных для Поволжья форм составляют не более 15%. При этом беспокойство вызывает более высокая приверженность исламу в молодежной среде. Она сопровождается низким уровнем религиозной образованности, что может способствовать дальнейшему распространению и укоренению нетрадиционного ислама. Эти результаты показывают нам направления совершенствования дальнейшей работы.
Важным направлением реализации Стратегии государственной национальной политики является социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Мы все понимаем, что нам, нашей экономике не обойтись без трудовых мигрантов. Хозяйствующие субъекты республики, приглашая трудовых мигрантов, не должны оставлять в стороне такие вопросы, как социальная защита мигрантов, знакомство с культурой и традициями народов, реализация их религиозных потребностей и т. д. В противном случае нам не избежать возникновения конфликтных ситуаций.
С целью оказания практической помощи в конце 2015 года Министерством по национальной политике Республики Мордовия совместно с УФМС России по Республике Мордовия, Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения было подготовлено и издано учебное пособие для мигрантов «Все мы – Россия», получившее высокую оценку в ФАДН России. Пособие было распространено, в том числе и по некоммерческим организациям, сформированным по национальному признаку. В настоящее время осуществляется перевод на языки национальностей в целях совершенствования работы по их социальной и культурной адаптации.
Ярким примером мероприятия, противостоящего деструктивной идеологии терроризма, является ежегодный республиканский молодежный форум «Россия – наш общий дом». Данный проект поддержан, в том числе, и на федеральном уровне: в 2015 г. и 2016 г. на его проведение выделены средства из федерального бюджета Российской Федерации.
Все мы – не только люди разных национальностей, вероисповедания, воспитания и культурных традиций. В первую очередь, мы – граждане одной страны. Любой человек, живущий в нашей республике, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, чувствовать себя гражданином России, полноправным представителем российской нации, а это процесс не одного дня.
В заключение хочу выразить надежду, что опыт нашей республики по реализации государственной национальной политики будет полезен для развития межрегионального сотрудничества.