Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия»
Проект внесен прокурором
Республики Мордовия
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ |
|||
|
|||
Мордовия Республикань Законось |
|
|
Мордовия Республикань Законць |
|
|
|
|
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «О ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ
И ТОКСИКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ»
Принят Государственным Собранием 2024 года
Статья 1
Внести в статью 7 Закона Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
в Республике Мордовия» («Известия Мордовии», № 16-3, 05.02.2009, «Ведомости ГС РМ», 2009, № 12 (95), «Известия Мордовии», № 86-32, 20.06.2013) следующие изменения:
1). Пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15) реализация восстановительных технологий при работе с детьми
(в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
2). Дополнить пунктами 16, 17 следующего содержания:
«17) осуществление иных мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия |
|
А.А. ЗДУНОВ |
|
|
|
г. Саранск |
|
|
2024 года |
|
|
№ |
|
|
Пояснительная записка
к проекту закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия»
Субъектом права законодательной инициативы выступает прокурор Республики Мордовия.
Разработчик законопроекта – прокуратура Республики Мордовия.
Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» разработан прокуратурой Республики Мордовия с целью развития регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В 2023 г. – истекшем периоде 2024 гг. в республике при наименьшей численности детского населения в Приволжском федеральном округе зарегистрирован один
из наибольших показателей соотношения количества суицидов на 10 тыс. детского населения, в частности – 7 случаев самоубийств несовершеннолетних (2022 г. – 2)
и 20 попыток суицида (2022 г. – 16).
Отмечается тенденция увеличения числа участников конфликтных ситуаций, фактов «буллинга», в том числе на этнической почве, формирования девиантного подросткового поведения. На почве межличностных конфликтов несовершеннолетних, в том числе не достигших возраста административной ответственности, в 2023-2024 гг. зарегистрировано свыше 250 правонарушений, сопряженных с фактами клеветы, оскорблений, побоев и мелкого хулиганства.
Указанному положению дел, в том числе способствовали системные просчеты
и недостатки в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несвоевременное выявление ими несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, ненадлежащее проведение с такими семьями индивидуально-профилактической работы.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе на принципе индивидуального подхода к несовершеннолетним.
Предлагаемое внесение изменений в региональную нормативную правовую базу предполагает развитие в образовательных организациях республики службы школьной медиации (примирения).
Подпунктом 2 пункта 31 Стратегии комплексной безопасности детей
в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 установлено, что основными задачами
в сфере профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними
и в отношении их, в числе прочих является реализация восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р, отмечено, что забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации.
Служба школьной медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия
в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
В целях развития школьной медиации и школьной службы примирения ФГБУ «Федеральный институт медиации» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации разработаны соответствующие Методические рекомендации по созданию
и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2015 № 07-4317).
Для совершенствования деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в качестве одной из профилактических мер предлагается на региональном законодательном уровне отнести к задачам республиканских органов управления образованием и образовательных учреждений
в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании реализацию восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения)
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме того, в целях выявления условий и причин, способствующих гибели
и травматизму несовершеннолетних вследствие суицидального поведения,
и разработки мер по предупреждению данных явлений
законопроектом предлагается отнести к задачам республиканских органов управления образованием
и образовательных учреждений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании
и токсикомании выявление у несовершеннолетних суицидального поведения
и незамедлительное информирование о таких фактах региональных органов управления здравоохранения для организации и оказания им своевременной, квалифицированной психологической и психиатрической помощи в целях предотвращения возможных суицидальных намерений.
Принятие законопроекта будет способствовать расширению механизмов профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, позволит оперативно выявить и пресечь суицидальное поведение несовершеннолетних и оказать им квалифицированную психологическую и психиатрическую помощь.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ
«Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Решение вопросов организации профилактики правонарушений на уровне субъекта Российской Федерации отнесено п. 141 ч. 1 ст. 44 вышеназванного Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за исключением субвенций из федерального бюджета).
Предлагаемый законопроект направлен на дополнение действующего
в Республике Мордовия правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством внесения изменений (дополнений). Принятие закона не приведет к признанию утратившими силу, отмене, приостановлению, изменению или дополнению иных законов Республики Мордовия.
Механизм реализации закона предполагает необходимость принятия ряда решений правового и организационного характера. В соответствии с проектом закона на Министерство образования Республики Мордовия возлагаются дополнительные задачи в виде: реализации восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста,
с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; выявления у несовершеннолетних суицидального поведения и незамедлительного информирования о таких фактах региональных органов управления здравоохранения для организации и оказания им своевременной, квалифицированной психологической и психиатрической помощи в целях предотвращения возможных суицидальных намерений.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования
из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Старший помощник прокурора
республики по надзору
за исполнением законов
о несовершеннолетних и молодежи
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
о разработке нормативных правовых актов Республики Мордовия, принятие которых необходимо для реализации проекта Закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
в Республике Мордовия»
Для реализации проекта Закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З
«О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» не потребуется принятия законов и иных нормативных правовых актов республики.
Старший помощник прокурора республики
по надзору за исполнением законов
о несовершеннолетних и молодежи
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Республики Мордовия, иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З
«О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
в Республике Мордовия»
Принятие проекта Закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З
«О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия законов и иных нормативных правовых актов республики, за исключением положения о Министерстве образования Республики Мордовия.
Старший помощник прокурора республики
по надзору за исполнением законов
о несовершеннолетних и молодежи
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта Закона Республики Мордовия «О внесении изменений
в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З
«О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
в Республике Мордовия»
Принятие проекта Закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 04 февраля 2009 года № 11-З
«О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» не потребует дополнительных расходов бюджета Республики Мордовия.
Старший помощник прокурора республики
по надзору за исполнением законов
о несовершеннолетних и молодежи