Реализация в регионах целевых моделей «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков»

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Росреестр принял активное участие в разработке двух целевых моделей - «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества».

Подробнее о целевых моделях в учетно-регистрационной сфере для наших читателей рассказал руководитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия С.А.Подсеваткин.

Вопрос. Сергей Александрович, что такое целевая модель?

Ответ. Целевая модель представляет собой систему факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. По каждому фактору определено целевое значение, а также показатели, с помощью которых можно оценить процесс движения к поставленной цели. В целевых моделях по регистрации прав и кадастровому учету учтены все шаги, с которыми предприниматели сталкиваются при приобретении и оформлении недвижимого имущества, а также основные потребности бизнеса.

Целевые модели выстроены в логике последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность, - с момента выбора объекта недвижимости до постановки на кадастровый учет и оформления права собственности.

Вопрос. Сергей Александрович, к примеру, гражданин планирует приобрести земельный участок, подскажите с чего необходимо ему начать?

Ответ. Выбор земельного участка заявитель начинает с ознакомления с градостроительными документами, в том числе с информацией из генпланов и правил землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления.

Также заявителю необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг заявитель обращается к кадастровым инженерам и опять же к органам местного самоуправления.

Следующим этапом, который необходимо пройти заявителю для оформления недвижимости, является процедура межевания, которую осуществляет на договорной основе кадастровый инженер. И только после успешного выполнения всех этих действий заявитель обращается в Росреестр, чтобы поставить недвижимость на кадастровый учет и зарегистрировать на нее права. То есть процедуры, которые выполняет Росреестр, являются завершающими при оформлении недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.

В модели включены целевые показатели, выходящие за пределы функционала Росреестра и затрагивающие сферу деятельности всех участников процесса оформления недвижимости и в основе их успешной реализации лежит именно слаженное взаимодействие региональных органов власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров, а также непосредственно Росреестра.

Вопрос. Сергей Александрович, получается, рассматриваемые целевые модели — это «желаемое будущее» для пользователей услуг Росреестра.

Ответ. Да, именно так. Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами - увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ. Так, до конца 2017 года моделями установлено увеличение доли предоставления услуг по регистрации прав и кадастровому учету на базе МФЦ до 70% от общего количества каждой из этих услуг. Доля услуг по кадастровому учету, в том числе с одновременной регистрацией прав, предоставленных в электронном виде, к концу 2017 года должна составлять не менее 45% от общего количества таких услуг. В республике на сегодняшний день эти проценты составляют 80% и 50% соответственно.

Вопрос. Сергей Александрович, давайте подробнее остановимся на теме «административных барьеров».

Ответ. С целью снижения административных барьеров моделями определена необходимость сокращения количества решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В частности, установлено снижение до конца 2017 года доли приостановлений при регистрации прав до 6,6%, при кадастровом учете - до 18%. По республике показатель - 3,61% и 40% соответственно. Доля отказов при регистрации прав к концу 2017 года должна составить не более 1,2%, при кадастровом учете - не более 10%. По республике - 035% и 5% соответственно.

Для достижения данной задачи с апреля нынешнего года в Управлении Росреестра Мордовии создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В комиссию могут обратиться граждане, кадастровые инженеры и представители организаций, в которых работают кадастровые инженеры. Поводом для обращения будет являться приостановление кадастрового учета земельного участка, жилого дома, гаража или другого объекта недвижимости.

Работа комиссии только началась, это новые возможности -появился досудебный порядок оспаривания. Теперь только после обращения в апелляционную комиссию можно обращаться в суд.

Вопрос. Какие еще важные направления затрагивают указанные целевые модели?

Ответ. Большое значение в целевой модели по кадастровому учету отведено работе регионов по внесению в ЕГРН сведений о границах между субъектами России, муниципальных образований и населенных пунктов. Наличие в ЕГРН актуальных сведений позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, что повышает защищенность имущественных прав субъектов, юридических лиц и граждан. Кроме того, актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами регионов, а также увеличивает инвестиционную привлекательность субъектов России.

Регионам необходимо обеспечить внесение в ЕГРН сведений о границах между субъектами, границах муниципальных образований и населенных пунктов. Целевой моделью определена доля установленных и внесенных в ЕГРН границ административно-территориальных образований к концу 2017 года: для границ субъектов Российской Федерации - не менее 25%, для границ муниципальных образований - не менее 50%, для границ населенных пунктов - не менее 30%.

В настоящее время доля внесенных в ЕГРН границ остается крайне невысокой. По состоянию на 1 апреля 2017 года в ЕГРН внесены сведения о 46% границ муниципальных образований, 15% границ населенных пунктов и 7% границ между субъектами Российской Федерации от общего количества соответствующих границ. По республике данная статистика выглядит так: в ЕГРН внесены сведения о 100 % границ муниципальных образований и 8 % границ населенных пунктов.

В заключение, хотелось бы еще раз напомнить читателям, что все наиболее востребованные услуги ведомства: государственная регистрация прав, кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в настоящее время предоставляются в электронном виде. При этом, на портале Росреестра даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, ее сроки и стоимость.