В Пресс-центре Мордовии обсудили вопросы преподавания родных языков

В Пресс-центре Мордовии обсудили вопросы преподавания родных языков

Как преподавать мордовские языки в школе, в чем преимущества безотметочной системы и нужны ли домашние задания по этому предмету. Эти вопросы звучат особенно актуально сейчас, когда в школах Мордовии, как и по всей стране, изменяется подход к изучению родных и государственных языков. Вступают в силу изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты, согласно которым с 1 января 2018 года в школах впервые вводится новая обязательная предметная область - «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература». 

Безусловное право определять, какой язык для ребенка является родным, принадлежит родителям. Тем, кто будут изучать русский как родной, предлагается изучать мокшанский или эрзянский как государственный язык Мордовии. Добровольность изучения – основополагающий принцип. 

Напомним, о недопустимости принудительного изучения языков, не являющихся родными, Президент России Владимир Путин заявил в июле этого года на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. «Русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России — это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского», - отметил он. 

Урок мордовского языка останется в так называемой вариативной части учебного плана – той, которую формирует сама школа. Министерство образования РМ лишь рекомендует школам включить в перечень учебных предметов изучение мордовского (мокшанского, эрзянского) языка. И предлагается преподавание государственного языка республики на безотметочной основе. 

На пресс-конференции в Пресс-центре Республики Мордовии представители общественности высказали свое отношение к этой инициативе. 

Зинаида Акимова, директор гимназии №19 г. Саранска: 

- Преподавание мордовского языка предлагается вести на безотметочной системе, чтобы у ребёнка не было негативного восприятия этого предмета. Но каждая школа это будет решать самостоятельно. Некоторым ученикам нужна отметка – тем, кто планирует поступать на мордовское отделение филологического факультета. Но детям не надо давать домашнее задание. И вообще урок мордовского языка должен быть для ребенка как праздник! Задача учителя – сделать его таким.

Александр Учеваткин, учитель эрзянского и мокшанского языков лицея №4 г. Саранска, обладатель Гран-при Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков: 

- Если судить с позиции детей, то отметка нужна. Им важно получить оценку за свой ответ, за то, что они старались, смогли показать себя. Домашнее задание нужно, но учителю необходимо изначально понимать, чего он хочет от урока, от ученика. Воспринимать большой текст дети не могут. Я ставлю на уроке, например, такую цель -выучить счет до пяти, и в течение урока преподношу это в игровой форме. Получается, что на уроке мы практически полностью отработали эту тему. В качестве домашнего задания - еще раз повторить то, что уже выучили с учителем. Нужно разумно подходить к домашнему заданию. 

Александр Карьгин, первый заместитель министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела РМ: 

- Язык – это составная часть культуры, а основная задача культуры -формирование духовной личности. Молодого человека, который только начинает постигать культуру, особенности языка, не надо давить грамматикой, пичкать двенадцати падежами.

"Известия Мордовии"

Михаил Бабич о выполнении поручения Президента России по изучению русского, родных и государственных языков