Выступление заместителя начальника Республиканской архивной службы Республики Мордовия Л.В. Чересевой на Научно-методическом совете архивных учреждений Приволжского федерального округа 17 сентября 2014 года

Показатели эффективности деятельности государственных архивов субъектов ПФО в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела»

 В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики напрямую связывается с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

В соответствии с этой позицией приказом Федерального архивного агентства от 25 марта 2013 г. № 21 утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела». Он предусматривает уточнение показателей эффективности работы федеральных архивных учреждений, создание действенных механизмов оценки деятельности их работников и соответствия уровня оплаты труда его качеству. Последнее необходимо для обеспечения дифференциации в оплате труда разной значимости, сложности и квалификации (переход на «эффективный контракт»). Также предусмотрены актуализация квалификационных характеристик должностей работников архивов, усовершенствование существующей системы непрерывной профессиональной переподготовки архивных кадров.

На заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, состоявшемся в сентябре 2013 г. в г. Анапе, было рекомендовано уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела ускорить разработку и принятие в установленном порядке соответствующих планов мероприятий («дорожных карт»).

Но в связи с тем, что в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 архивные учреждения впрямую не упоминаются, ситуация в субъектах Приволжского федерального округа по вопросу разработки «дорожных карт» складывается по-разному.

Самостоятельные Планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела» разработаны в 4-х регионах (республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Пермском крае). Данные «дорожные карты» утверждены либо нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти региона (республики Марий Эл, Мордовия), либо приказами руководителя архивного органа региона (Республика Башкортостан, Пермский край).

В Удмуртской Республике распоряжением Правительства от 25 марта 2013 г. № 191-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Удмуртской Республике», который реализуют 4 ведомства, в том числе и Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики.

В Чувашской Республике распоряжением Главы Чувашской Республики  от 27 февраля 2013 г. № 43-рг утвержден План мероприятий  («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», который реализуют и государственные архивы.

В Саратовской области проект Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела в Саратовской области» уже несколько месяцев находится на согласовании в Правительстве области и до настоящего времени не утвержден, несмотря на письма Федерального архивного агентства в поддержку принятия самостоятельного нормативного правового акта.

В целом 6 субъектов ПФО реализуют «дорожные карты», направленные на повышение эффективности архивного дела.

В «дорожные карты» регионов включены от одного (Чувашская республика) до 12-ти (Республика Башкортостан) целевых показателей (индикаторов) развития сферы архивного дела в целом, общими из которых для различных регионов ПФО являются:

доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях (республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Пермский край; Саратовская область - проект);

доля архивных документов, включенных в  различные информационно-поисковые системы (базы данных, электронные описи), в общем объеме документов государственных архивных учреждений (республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Пермский край; Саратовская область - проект);

количество пользователей архивной информацией (республики Марий Эл, Мордовия, Пермский край; Саратовская область - проект).

Отдельно, на наш взгляд, стоит остановиться на показателе «доля архивных документов, находящихся в нормативных условиях», который фигурирует в федеральных нормативных правовых актах, таких как

Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186,

Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р,

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р.

Конечно, данный показатель напрямую соотносится со стратегической целью деятельности архивной отрасли – «Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущего поколения российских граждан», но высокие его значения трудно достижимы из-за наличия множества характеристик нормативных условий хранения. Это соблюдение охранного, противопожарного, температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического режимов, каждый из которых включает в себя целый комплекс различных мероприятий, зачастую требующих серьезных капитальных вложений (например, установка системы автоматического пожаротушения в архивах). А при несоблюдении хотя бы одной из характеристик (даже норм расположения стеллажей в архивохранилищах, которые спроектированы и введены в эксплуатацию 30-40 лет назад) уже нельзя говорить о том, что документы хранятся в нормативных условиях.

В связи с этим целевое значение данного индикатора в первые годы реализации «дорожных карт» невысокое (за исключением Пермского края), увеличение его к 2018 г. планируется за счет ввода в эксплуатацию новых зданий государственных архивов (Республика Мордовия, Саратовская область) или реконструкции архивохранилищ (Республика Марий Эл),  в которых уже при проектировании предусмотрено создание нормативных условий для хранения документов.

«Дорожные карты» включают в себя и мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников архивных учреждений за исключением Удмуртской и Чувашской республик, где повышение заработной платы проводится специальными нормативными правовыми актами Правительства, а также Саратовской области, где данный показатель включен в «дорожную карту» Минкультуры. В целом все субъекты ПФО, реализующие «дорожные карты», предполагают доведение к 2018 году средней заработной платы работников архивных учреждений до средней заработной платы по региону.

Названные показатели соотносятся с показателями, включенными в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела», разработанный Росархивом.

Помимо достижения целевых показателей (индикаторов) развития архивного дела «дорожные карты» предусматривают целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование архивного дела, в т.ч. переход на «эффективный контракт» с директорами и работниками архивных учреждений, в котором должны быть конкретизи­рованы должностные обязанности, условия оплаты труда, показа­тели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

В этих целях архивными органами установлены показатели эффективности деятельности директоров подведомственных архивных учреждений, локальными нормативными правовыми актами учреждений утверждены показатели эффективности деятельности работников, занятых в основной деятельности, заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам с директорами и работниками архивных учреждений. В Пензенской области в связи с переходом государственного архива в июле 2014 г. на новую систему оплаты труда процесс заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с сотрудниками еще не завершен.

В рамках мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, связанных с переходом на эффективный контракт, «дорожные карты» предусматривают разработку показателей эффективности деятельности архивных учреждений.

В архивных учреждениях четырех регионов ПФО (республики Марий Эл, Мордовия, Пермский край и Пензенская область) разработаны «дорожные карты» государственных архивов либо планы мероприятий по реализации региональных «дорожных карт» (суть данных документов одна и та же), куда включено от 11-ти (Госархив Пензенской области) до 23-х (государственные архивы Республики Мордовия) показателей эффективности деятельности архивных учреждений, которые соотносятся с целевыми показателями (индикаторами) региональных «дорожных карт» развития архивного дела.

Помимо этого в республиках Марий Эл и Мордовия ежегодно приказами органов управления архивным делом утверждаются показатели эффективности деятельности государственных архивов, которые соотносятся с годовыми планами работы учреждений (в республике Марий Эл – также и с целевыми показателями «дорожной карты») и насчитывают в Республике Марий Эл – 21 позицию, в Республике Мордовия – 7 позиций.

В Удмуртской Республике показатели эффективности деятельности государственных архивов уже после утверждения «дорожной карты» были переработаны в соответствии с показателями эффективности деятельности федеральных архивов, утвержденными приказом Росархива от 26 марта   2013 г. № 22 и примерным перечнем показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденным приказом Минкультуры России от 28 июня 2013 № 920, и насчитывают 10 позиций, в т.ч. уже названные общие для ряда регионов показатели

доля документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормативных условиях,

 доля архивных документов, включенных в  различные информационно-поисковые системы (базы данных, электронные описи), в общем объеме документов государственных архивных учреждений.

В Удмуртии «дорожной картой» предусмотрен ежегодный пересмотр показателей эффективности деятельности государственных учреждений, вследствие чего Комитет по делам архивов продолжает работу по корректировке показателей.

В Чувашской Республике приказом Минкультуры Чувашии от 4 сентября 2013 г. № 01-07/354А утверждены показатели эффективности деятельности государственных архивов, насчитывающие 24 позиции.

В Пензенской области приказом Управления культуры и архива от 11.04.2014 № 20/1-06 утверждены целевые показатели эффективности работы ГБУ «Государственный архив Пензенской области», включающие в себя 13 показателей помимо уже включенных в «дорожную карту» учреждения.

При разработке «дорожных карт» эффективности развития архивного дела архивные органы регионов ПФО использовали Методические рекомендации Министерства культуры Российской Федерации по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приложение к письму Минкультуры РФ от 30 января 2013 г. № 657-01-56/04-НМ). В отношении показателей эффективности деятельности названные методические рекомендации наряду с использованием целевых показателей (индикаторов) развития отрасли культуры в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», федеральными целевыми программами, региональными целевыми программами допускают самостоятельное определение субъектами Российской Федерации дополнительных показателей для достижения установленных в субъекте ориентиров, соответствующих поставленным целям и задачам.

В Методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденных приказом Минкультуры России от 28 июня 2013 г. № 920, приведен Примерный перечень показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) архивных учреждений, который включает в себя 5 показателей:

количество пользователей архивной информацией, включая пользователей сайта учреждения (человек);

количество принятых на хранение документов Архивного фонда субъекта (единиц хранения);

количество справок, консультаций для пользователей всего (единиц), в том числе: количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

количество оцифрованных документов (единиц);

объем издательской продукции (единиц).

Как справедливо отмечают коллеги из Удмуртской Республики, это скорее показатели результативности деятельности архивных учреждений.

В Правилах формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286, в качестве критериев эффективности указаны следующие параметры:

открытость и доступность информации об организации;

комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

время ожидания в очереди при получении услуги;

доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации;

доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации.

Это обилие федеральных нормативных правовых актов с указанием различных показателей, на наш взгляд, и вызвало такую «разноголосицу» в содержащихся в «дорожных картах» целевых показателях (индикаторах) развития архивного дела в различных регионах ПФО, а также в показателях эффективности деятельности архивных учреждений.

Рамки данной темы ограничены «дорожными картами», тем не менее, необходимо отметить, что показатели эффективности деятельности архивных учреждений разработаны и в тех регионах ПФО, где «дорожные карты» не реализуются.

Так в Республике Татарстан Перечень показателей эффективности деятельности для государственных архивов, включающий в себя 14 позиций, утвержден приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан от 30.12.2011 № 082.

 Государственной программой Кировской области «Развитие архивного дела в Кировской области на 2013-2020 годы» установлены 12 показателей эффективности деятельности областных государственных архивных учреждений, достижение которых учитывается при оценке коллективных результатов  труда по архивным учреждениям в части применения стимулирующих выплат.

В Нижегородской области целевые показатели эффективности деятельности учреждений установлены приказом Комитета по делам архивов от 19.12.2013 № 110 «Об утверждении Положения о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера директорам государственных казенных учреждений, подведомственных Комитету по делам архивов Нижегородской области» и насчитывают 19 позиций.

В Самарской области при оценке эффективности деятельности руководителей и работников государственных архивов учитывается выполнение показателей государственных заданий.

В Оренбургской области приказом Комитета по делам архивов от 16.12.2013 № 53 утверждены показатели эффективности деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений, планируется создание комиссии по проведению и оформлению оценочных процедур выполнения целевых показателей эффективности деятельности подведомственных Комитету по делам архивов учреждений и их руководителей.

Уже по количеству показателей видно, что они также различаются в разных регионах.

Архивные органы в субъектах РФ подчиняются высшим исполнительным органам государственной власти регионов (некоторые – исполнительным органам государственной власти в лице Министерства культуры), у Правительства каждого региона свой взгляд на эффективность деятельности государственных учреждений (например, в Республике Мордовия в показатели эффективности деятельности учреждений рекомендовано включать только измеряемые показатели; полагается, что обеспечивать открытость и доступность информации об учреждении, сокращать время ожидания в очереди при получении государственных услуг и т.п. в соответствии с федеральными законами организации и так обязаны).

В связи с этим архивные органы субъектов Приволжского федерального округа  высказывают предложение о разработке единых показателей эффективности деятельности архивной отрасли и архивных учреждений, что позволило бы не «изобретать велосипед» в каждом регионе, более полноценно отстаивать свои интересы при разработке программ развития архивного дела и иметь адекватный механизм мониторинга качественного развития архивного дела исходя из тех вызовов и угроз, которые обозначены в концепции развития архивного дела в Российской Федерации до 2020 года.

Но в любом случае совершенствование эффективности деятельности архивных учреждений, несомненно, окажет благоприятное влияние на  создание оптимальных условий хранения, учета, комплектования и использования документов региональных архивных фондов и других архивных документов, удовлетворение растущего спроса граждан, общества и государства на получение архивной информации, позволит улучшить качество и доступность государственных услуг в области архивного дела, окажет позитивное влияние на процесс интеграции документов архивных фондов субъектов ПФО в единое информационное пространство, будет способствовать устойчивому развитию архивного дела, усилению социальной значимости архивов в социально-экономической и культурной жизни регионов.