Информация о ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия за 2016 год

В 2016 году деятельность Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции (далее – Госкомюст) в сфере организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия (далее - Регистр) была направлена на обеспечение достоверности, общедоступности и актуальности сведений, содержащихся в нем.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» (далее – Закон о Регистре), в целях обеспечения формирования и ведения Регистра, руководители органов местного самоуправления обеспечивают представление в уполномоченный орган:
копий муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальные акты) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, и сведений, указанных в пункте 4 статьи 4 Закона о Регистре, в электронном виде в течение 5 рабочих дней после дня официального опубликования (обнародования) муниципальных актов. При направлении копий муниципальных актов, вносящих изменения (дополнения) в ранее принятые муниципальные акты, представляется в электронном виде актуальная версия текстов изменяемых муниципальных актов с учетом внесенных изменений (дополнений);
копий дополнительных сведений о муниципальных актах, указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о Регистре, в электронном виде в форме сканированного образа подлинного документа в одном из графических форматов изображений (jpg, pdf, tiff, bmp), содержащих реквизиты документа, подпись лица, уполномоченного подписывать указанный документ, а также печать, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в орган местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления;
перечней муниципальных актов, принятых органами местного самоуправления, в электронном виде два раза в месяц по состоянию на пятнадцатое и последнее число каждого месяца.
В случае представления неполных сведений о муниципальном акте, такой муниципальный акт не включается в Регистр до устранения нарушения.
Передача сведений от органов местного самоуправления Республики Мордовия в Госкомюст осуществляется с использованием программных продуктов для автоматизации процессов системы ведения Регистра.
В 2016 году в результате использования автоматизированного рабочего места программного продукта «Нормативные правовые акты» (разработчика Липецкой области) органами местного самоуправления Республики Мордовия для дальнейшего включения в Федеральный регистр представлено в Госкомюст 13748 муниципальных актов.
Данная форма взаимодействия обеспечила своевременность передачи муниципальных актов в Федеральный регистр и показала свою эффективность, позволила перейти на электронный документооборот.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. в Регистр включено 58847 муниципальных актов (из них принятых в 2016 году – 7024, 2015 году – 6390, принятых в 2014 году – 5687, принятых в 2013 году - 7436, принятых в 2012 году – 5890, принятых в 2011 году – 6451, принятых в предыдущем периоде – 19969).
В целом муниципальными образованиями Республики Мордовия требования законодательства в установленной сфере соблюдаются.
Вместе с тем, деятельность отдельных должностных лиц муниципальных образований Республики Мордовия по исполнению норм Закона о Регистре не всегда отвечает требованиям указанного закона, в результате нарушаются органами местного самоуправления сроки направления принятых ими муниципальных актов для включения в Регистр (информация изложена в приложении).
Связано это, прежде всего, с отвлечением трудовых ресурсов от основной деятельности, а также с неправильной организацией данной деятельности со стороны глав муниципальных районов и каждое поселение работает самостоятельно. Однако имеется положительная практика работы Ельниковского, Кадошкинского, Ковылкинского, Ромодановского, Рузаевского и Теньгушевского муниципальных районов. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о Регистре органы местного самоуправления указанных муниципальных районов оказывают содействие органам местного самоуправления поселений, входящим в их состав.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о Регистре в 2016 г. Госкомюстом произведено 24 правовые экспертизы. По результатам правовой экспертизы в 14 муниципальных актах выявлены несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации и Уставу муниципального образования:
1) вмешательство в компетенцию федеральных органов власти и органов власти Республики Мордовия;
2) издание акта неуправомоченным органом в нарушение компетенции иного органа местного самоуправления.
Антикоррупционная экспертиза в отношении муниципальных актов Госкомюстом проводилась при проведении правовой экспертизы на основании Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. (далее - Методики). В 24 муниципальных актах выявлено 13 коррупциогенных факторов, из них: 6 коррупциогенных факторов, устанавливающих широту дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики); 1 коррупциогенный фактор - определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики); 1 коррупциогенный фактор - выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики); 4 коррупциогенных фактора - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д» пункта 3 Методики); 1 коррупциогенный фактор - отсутствие или неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методики).
В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений, экспертные заключения на муниципальные акты, содержащие нарушения норм действующего законодательства направлены в органы, их принявшие.
В ходе рассмотрения экспертных заключений Госкомюста в 7 муниципальных актов внесены изменения, в отношении 7 муниципальных актов получены ответы о принятии информации к сведению. Между тем характер выявленных нарушений свидетельствует о необходимости своевременной и оперативной подготовки разработчиком соответствующих муниципальных актов.
Специалистами Госкомюста проанализирован 2481 муниципальный акт об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, в которых предусматривается включение в обязательном порядке всех требований к обеспечению условий их доступности для инвалидов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечено приведение в соответствие с нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона о Регистре, постановлением Правительства Республики Мордовия от 11июля 2016 г. № 351 «Об утверждении Порядка проверок полноты и достоверности представленных органами местного самоуправления муниципальных образований сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» Госкомюстом в отчетном периоде проведены проверки полноты и достоверности сведений, подлежащих включению в Регистр, представленных органами местного самоуправления Атюрьевского, Инсарского, Ичалковского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия и муниципальных образований, входящих в их состав. По результатам проверок направлена информация с рекомендациями об устранении выявленных нарушений.
В адрес районных прокуроров Республики Мордовия в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Прокуратуры Республики Мордовия и Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции для принятия мер прокурорского реагирования вследствие нарушения норм Закона о Регистре было направлено 116 информационных писем, из них – в 4-х содержалась информация о непредставлении актов, в 2-х - информация о непредставлении информации об их опубликовании и в 9-и - сведения о непредставлении ответов на экспертные заключения, остальные письма носили информационный характер.


Информация о муниципальных образованиях, нарушающих срок предоставления муниципальных нормативных правовых актов в Госкомюст для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия

Наименование муниципальных образований количество муниципальных нормативных правовых актов поступивших в Регистр в 2016 г.

Ардатовский муниципальный район
Кельвядинское сельское поселение 3

Атяшевский муниципальный район
Атяшевское сельское поселение 1
Вежне-Чукальское сельское поселение 4
Киржеманское сельское поселение 3
Лобаскинское сельское поселение 4
Покровское сельское поселение 4

Большеигнатовский муниципальный район
Новобаевское сельское поселение 2
Спасское сельское поселение 0
Чукальское сельское поселение 2

Большеберезниковский муниципальный район
Марьяновское сельское поселение 3

Дубенский муниципальный район
Кабаевское сельское поселение 3
Кайбичевское сельское поселение 6

Зубово-Полянский муниципальный район
Анаевское сельское поселение 2
Ширингушское сельское поселение 5

Ичалковский муниципальный район
Кергудское сельское поселение 1
Тархановское сельское поселение 1

Кочкуровский муниципальный район Республики Мордовия
Сабаевское сельское поселение 5

Краснослободский муниципальный район
Гуменское сельское поселение 6
Колопинское сельское поселение 6
Новокарьгинское сельское поселение 0
Сивинское сельское поселение 1
Старогоряшенское сельское поселение 5
Шаверское сельское поселение 1

Лямбирский муниципальный район
Берсеневское сельское поселение 1

Ромодановский муниципальный район
Константиновское сельское поселение 4
Курмачкасское сельское поселение 1

Рузаевский муниципальный район
Болдовское сельское поселение 5
Верхнеурледимское сельское поселение 2
Красноклинское сельское поселение 6
Красносельцовское сельское поселение 3
Левженское сельское поселение 1
Мордовско-Пишлинское сельское поселение 2
Перхляйское сельское поселение 3
Плодопитомническое сельское поселение 1
Приреченское сельское поселение 4
Русско-Баймаковское сельское поселение 4
Стрелецко-Слободское сельское поселение 1
Татарско-Пишленское сельское поселение 2

Старошайговский муниципальный район
Старошайговский муниципальный район 18
Восходское сельское поселение 2
Лемдяйское сельское поселение 5
Леткинское сельское поселение 4
Новофедоровское сельское поселение 6
Рязановское сельское поселение 5
Старотеризморгское сельское поселение 3
Шуварское сельское поселение 2

Торбеевский муниципальный район
Варжеляйское сельское поселение 11
Виндрейское сельское поселение 8
Кажлодское сельское поселение 8
Торбеевское городское поселение

Темниковский муниципальный район
Подгорно-Канаковское сельское поселение 2

Чамзинский муниципальный район
Мокшалейское сельское поселение 0