- Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий Основной формой взаимодействия граждан и Министерства в рамках оказания бесплатной юридической помощи являются письменные и устные обраПорядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Основной формой взаимодействия граждан и Министерства в рамках оказания бесплатной юридической помощи являются письменные и устные обращения граждан.
Порядок указанного взаимодействия, в том числе совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:
отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть отправлен ответ;
текст письменного обращения не поддается прочтению;
повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности Министерства.
- Перечень исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и подведомственных им учреждений, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Республики МордовияМордовия и подведомственных им учреждений, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 507)
1. Министерства Республики Мордовия
1. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия.
2. Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
3. Министерство цифрового развития Республики Мордовия.
4. Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
5. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
6. Министерство образования Республики Мордовия.
7. Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.
8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
9. Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.
10. Министерство спорта Республики Мордовия.
11. Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.
12. Министерство финансов Республики Мордовия.
13. Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
14. Министерство юстиции Республики Мордовия.
15. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия.
Государственные комитеты Республики Мордовия
1. Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия.
2. Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Мордовия.
3. Государственный комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия.
4. Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия.
5. Государственный комитет по ветеринарии Республики Мордовия.
Учреждения, подведомственные Министерству образования Республики Мордовия размещены на данном сайте – вкладка «Подведомственные учреждения».
- Нормативные правовые акты по оказанию бесплатной юридической помощиФедеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
Закон Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия»;
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 507 «О реализации Закона Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия»
- Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лицКаждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Для Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия вышестоящим органом является Правительство Республики Мордовия.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
- Компетенция и порядок деятельности Министерства образования Республики Мордовия и подведомственных учреждений, полномочиях и должностных лиц.Компетенция, порядок деятельности Министерства образования Республики Мордовия, полномочия Министра образования Республики Мордовия определены Положением о Министерстве образования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2006 г. № 453.
В ведении Министерства образования Республики Мордовия находятся 34 учреждения образования Республики Мордовия, перечисленные на данном сайте в разделе «Подведомственные организации».
- Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридический лиц и пределы исполнения таких обязанносСодержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридический лиц и пределы исполнения таких обязанностей
Гарантированные законодательством Российской Федерации права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы юридических лиц в сфере образования содержатся в нормативных правовых актах как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
Статья 43 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит следующие гарантии в сфере образования:
1) Каждый имеет право на образование.
2) Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3) Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4) Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5) Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования (ст.4).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4).
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5).
Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 17).
Основными средствами защиты прав, свобод и законных интересов являются:
- создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суд, прокуратура, государственные инспекции и др.),
- существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);
- активная деятельность самих граждан.
Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Частью 1 статьи 46 Конституции Республики Мордовия устанавливается, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В соответствии с Конституцией Республики Мордовия учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления на территории Республики Мордовия (Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 96-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия»).
Помимо прав, свобод и законных интересов действующим законодательством устанавливаются и обязанности в сфере образования. Так, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощиВ соответствии с Законом Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия» Министерство образования Республики Мордовия входит в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 Федерального закона № 324-ФЗ, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
инвалиды I и II группы;
ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации.
граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия» бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия во всех видах, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», дополнительно оказывается:
1) по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты:
бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
военнослужащим, ставшим инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»;
супругам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, войны с Японией, не вступившим в повторный брак;
супругам умерших инвалидов Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак;
военнослужащим, получившим инвалидность вследствие военной травмы в ходе боевых действий в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года;
лицам, направлявшимся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам;
гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, входивших в личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении «Завод «Красное Сормово»;
2) по вопросам реализации жилищных прав, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:
гражданам в возрасте до тридцати лет, имевшим статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением;
гражданам в возрасте до тридцати лет, находящимся под опекой (попечительством), в образовательных и иных учреждениях, в том числе в организациях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не реализовавшим свое право на обеспечение жилым помещением;
опекунам и попечителям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) в отсутствие обоих родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой названных прав и законных интересов таких детей;
3) по вопросам оформления и восстановления утраченных документов, удостоверяющих личность, имеющих универсальный характер:
лицам, возвратившимся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в течение трех месяцев с момента освобождения;
лицам, фактически проживающим на территории Республики Мордовия, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания;
4) по вопросам обеспечения мерами государственной поддержки - многодетным родителям (усыновителям, приемным родителям), воспитывающим трех и более детей, в том числе усыновленных и (или) приемных, если старшему ребенку на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи не исполнилось 18 лет или 23 года при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения;
5) по вопросам, связанным с защитой прав в сфере долевого строительства, - гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Мордовия, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
5.1) по вопросам защиты прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, связанных с предоставлением коммунальных услуг, поставкой коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, - гражданам, осуществляющим деятельность в качестве представителей некоммерческих юридических лиц, представляющих интересы объединений пользователей жилых помещений в многоквартирном доме;
6) гражданам, принимающим участие в проведении специальной военной операции (далее - участники специальной военной операции), а также членам их семей по следующим вопросам:
защита личных трудовых прав (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»);
приостановление или прекращение исполнительного производства;
оформление наследственных прав;
улучшение жилищных условий;
обеспечение участников специальной военной операции лекарственными средствами и медицинскими изделиями, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации, получение участниками специальной военной операции медицинской реабилитации, долечивания, паллиативной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, надомного (долговременного) ухода.
Участниками специальной военной операции признаются лица, отнесенные к указанной категории в соответствии с пунктами 3.1 - 3.3 части 1 статьи 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», за исключением положений о членах семей указанных лиц;
Членами семей участников специальной военной операции признаются:
супруга (супруг) участника специальной военной операции;
родители участника специальной военной операции;
дети участника специальной военной операции, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети участника специальной военной операции, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Бесплатная юридическая помощь оказывается Министерством образования Республики Мордовия в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан, а также иные виды бесплатной юридической помощи в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
С вопросом оказанию бесплатной юридической помощи необходимо обращаться к заместителю начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы Министерства образования Республики Мордовия по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/2, кабинет № 519, тел. 39-18-24, с понедельника по пятницу с 09 ч. 00 мин до 18 ч. 00 мин (перерыв с 13 ч. 00 мин до 14 ч. 00 мин).