Выступление Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия Гришакина А.А. на коллегии Минстроя Республики Мордовия 20.02.2023 г.

За 2022 год в республике было выполнено строительно-монтажных работ на 36,1 млрд рублей, что составляет 106,7 % к 2021 году в сопоставимых ценах, при прогнозных показателях на 2022 год 29,5 млрд рублей. Что составляет 12% ВРП (внутренний региональный продукт)

По прогнозу в 2023 году планируется выполнить строительно-монтажных работ на 32,073 млрд рублей (102,6 % к прогнозным показателям на 2022 год)

в 2024 году – 34,585 млрд рублей (102,6% к аппг),

в 2025 году – 36, 939 млрд рублей (102,6% к аппг).

В целом в строительной отрасли Республики (включая бухгалтеров, водителей и иных сотрудников) работает более 30 тыс. человек.

Средняя начисленная заработная плата работников организаций выросла на 25 % с начала года с тридцати шести тысяч рублей (35 944) до сорока пяти тысяч рублей (45 077). Что к АППГ составляет 21 %. Среднесписочную численность работников отрасли на данный момент насчитывает 7 474 человека.

Здесь хотел бы отметить регион не только относительно своих текущих показателей, но и относительно других регионов ПФО

Так Мордовия на 5 месте из 14 по уровню заработной платы по виду деятельности «Строительство».

При этом по объемам выполненных СМР на одного жителя региона Мордовия находится на 9 месте (объем СМР делится на численность населения в регионе, т.е. на душу населения выполняется бОльший объем работ, чем в некоторых других регионах),

И на 13 месте из 14 среди регионов ПФО по абсолютному значению объема СМР. Принимая это во внимание, активно работаем по привлечению федеральных средств и участию в федеральных программах.

 

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Продолжает развиваться жилищное строительство.

В Республике ведут свою деятельность 26 застройщиков.

На конец 2022 года жилищный фонд по республике по оперативным данным составил 23 306,6 тыс.кв.м, из них:

ИЖС -11 553,6 тыс.кв.м.,

МКД-10753 тыс.кв.м.,

дома блокированной застройки – 789,6 тыс.кв.м,

специализированный фонд- 210,4 тыс.кв.м.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец 2022 года по оперативным данным составила 30,3 кв.м.

Необходимо отметить, что по данному показателю на протяжении последних лет республика занимает лидирующие позиции по Приволжскому федеральному округу (4 место). Данный показатель по республике превышает среднее значение показателя по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу (по итогам 2021 г. показатель в республике составил 29,80 кв.м при показателе 27,78 кв. м по Российской Федерации и 28,85 кв. м по ПФО).

Минстроем России для республики установлено почти двухкратное увеличение объемов ввода жилья к 2030 году. Для достижения данных показателей в 23 году продолжаем работу над проектами по развитию инженерной и социальной инфраструктуры.

2023 год – 400,0 тыс.кв.м.

2024 год – 415,0 тыс.кв.м.

2025 год – 454,0 тыс.кв.м.

2026 год – 473,0 тыс.кв.м.

2027 год – 491,0 тыс.кв.м.

2028 год – 489,0 тыс.кв.м.

2029 год – 648,0 тыс.кв.м.

2030 год – 645,0 тыс.кв.м.

 

 

ВВОД ЖИЛЬЯ В 2022 ГОДУ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 

Более трех лет Республика не снижает объёмы ввода от года к году. За 2022 год построено 342,6 тыс.кв.м жилья, что составляет 100,5% к уровню 2021 года и 100,1% к плановому показателю на 2022 год, установленного Минстроем России (342,3 тыс.кв.м).

Из 88 многоквартирных домов на общую площадь 125,2 тыс.кв.м, из них:

- с привлечением бюджетных средств 60 домов общей площадью 23,4 тыс.кв.м,

- по договорам долевого участия (ДДУ) 15 домов общей площадью 79,3 тыс.кв.м,

- за счет собственных средств 13 домов общей площадью 22,5 тыс.кв.м

Большинство многоквартирного жилья построено в кирпичном исполнении 90,9 тыс.кв.м.(73%) от общего объема МКД, в монолитном – 23,8 тыс.кв.м. (19%), панельном – 10,5 тыс.кв.м. (8%).

Ввод жилья на 1 человека за 2022 год по оперативным данным составил 0,44 кв.м.

В настоящее время в стадии строительства находится 57 МКД общей площадью 277,8 тыс.кв.м.

Основной объем жилищного строительства приходится на городской округ Саранск. В 2022 году была продолжена застройка кварталов:

ограниченном улицами А. Невского, Титова, Республиканская, Евсевьева;

ограниченном улицами Кошевого, Котовского, Фурманова, Расковой;

ограниченном улицами Гагарина, Фурманова, Филатова, Мичурина;

ограниченном улицами Короленко, пр. 70 лет Октября, Севастопольская, Волгоградская,

территория в районе Северо-Восточного шоссе,

четвертый микрорайон жилого комплекса Юбилейный.

Была продолжена мaлoэтажная застройка в p.п. Лухoвкa.

Начата застройка в г.о. Саранск по ул. Рузаевская и Борина.

Большая часть жилья приобретается через ипотечное кредитование.

В Мордовии одна из самых низких по стране процентных ставок по ипотеке. Она равна 6,54 %. В целом по России ипотечный кредит можно оформить под 7,15 %, в регионах ПФО – 7,52 %.

За 2022 год в республике выдано 5 678 ипотечных жилищных кредитов, что составляет 68,8% к аналогичному периоду прошлого года на общую сумму 17,3 млрд рублей, что составляет 84,1% к аналогичному периоду прошлого года. Из них на первичном рынке 1588 кредита на сумму 7,7 млрд руб., на вторичном рынке 4090 кредитов на сумму 9,6 млрд руб.

Снижение количества выданных ипотечных жилищных кредитов по республике на 31,2% (по Российской Федерации на 30,5%, по Приволжскому федеральному округу на 31,6%) произошло в связи с повышением ставок по ипотечным жилищным кредитам, удорожанием стоимости одного квадратного метра жилья, в результате чего спрос на квартиры от застройщиков снизился (на 32% по сравнению с 2021 годом. В 2021г. у застройщиков гражданами приобретено 2570 квартир, в 2022г. 1744 квартиры).

Помимо базовых программ: «Льготная ипотека», «Семейная ипотека» и «Льготная сельская ипотека», в 2022 году запущены новые программы: «Ипотека для IT-специалистов», «Льготная ипотека на ИЖС».

Из общего количества выданных ипотечных кредитов на первичном рынке в количестве 1588 кредита почти три четверти кредитов приходится на льготные кредиты (выдано 1147 кредитов на сумму 2,8 млрд.руб.).

Наибольшим спросом среди заемщиков пользуется «Льготная ипотека» (выдано 651 кредитов на сумму 1,5 млрд.руб.), и «Семейная ипотека» (выдано 488 кредитов на сумму 1,3 млрд.руб.). По новому продукту «Ипотека для IT-специалистов» выдано 8 кредитов на сумму 38,8 млн.руб.

Несмотря на спад ипотечного кредитования, произошедший в 2022 году, ипотека по-прежнему остается основным инструментом в стимулировании спроса на жилье.

ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В 2022 ГОДУ

 

В Республике полностью решена проблема обманутых дольщиков Минстрой РМ в рамках контроля в области долевого строительства в 2022 г осуществлял мониторинг хода строительства 34 многоквартирных домов, общей площадью 214 416 кв.м, жителям передано 881 квартира на сумму 2,8 млрд руб. В адрес застройщиков выносились предостережения о недопустимости нарушений законодательства. Главная задача в этом направлении не допустить срывов сроков по строительству жилья и внесения объектов в единый реестр проблемных объектов.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ

 

Развитие жилищного строительства позволяет реализовывать программу по обеспечению жильем детей сирот.

Всего в республике порядка 1,5 тыс. детей-сирот нуждающихся в получении жилья (в сводный республиканский список детей-сирот включено 1 479 человек, из них 1 146 человек приобрели право на обеспечение жилыми помещениями. В отношении 375 человек имеются неисполненные судебные решения).

Из них почти 1,2 тыс. сирот необходимо обеспечить жильем (исполнилось 18 лет), потребность для их обеспечения составляет 2,5 млрд руб. (2 514,29 млн. руб. исходя из стоимости одного квадратного метра на 1 квартал 2023г. (1146 чел.*33кв.м.*66484 руб. за 1 кв. 2023 г.).

В 2022 году из федерального бюджета для обеспечения жильем 40 детей-сирот было предусмотрено 45,8 млн руб. (с Минстроем России было подписано соответствующее соглашение).

Благодаря вниманию Главы Республики, на эти цели дополнительно направили еще 70,0 млн руб. В результате по итогам 2022 года были приобретены 88 жилых помещений, в том числе за счет экономии сложившейся по итогам закупок + 14 жилых помещений по экономии (Ардатовским, Большеберезниковским, Большеигнатовским, Дубенским, Зубово-Полянским, Инсарским, Кадошкинским, Кочкуровским, Лямбирским, Теньгушевским муниципальными районам и г.о. Саранск),что превысил установленный показатель более чем в 2 раза.

- на первичном рынке – 21 шт.

- на вторичном рынке – 67 шт.

С учетом, выделенных из республиканского бюджета Республики Мордовия средств профинансировано 120 705,6 тыс.руб., из них средства федерального бюджета 45 805,2 тыс.рублей.

На 2023 год предусмотрены средства в размере 153 879,5 тыс.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 45,6 млн руб., за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия 108 142,4 тыс. рублей. (данных средств достаточно для приобретения 71 квартиры исходя из норматива стоимости 1 кв.м. 64 905 руб).

В настоящее время осуществляется процедура закупок на приобретение жилья.

Принимая во внимание ограниченные возможности республиканского бюджета, а также рост стоимости 1 м2 жилья, лимиты доведенные до Республики на 3х летку позволяют обеспечить всё меньшее количество детей сирот. Без поддержки федерального центра Республике будет сложно переломить ситуацию и кратно увеличивать обеспечение по данному направлению.

 

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАНАМ

НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

 

Кроме этого в 2022 году 773 семьи улучшили жилищные условия посредством предоставления сертификатов на приобретение жилья, либо получили квартиры. Всего на это было направленно 1,9 млрд рублей:

- сертификаты молодым семьям – 41 сертификат на сумму 51,2 млн. руб.

- сертификаты ветеранам Великой Отечественной войны – 2 сертификата на сумму 4,0 млн.руб.;

- сертификаты инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов – 12 сертификатов на сумму 12,1 млн. руб.;

- сертификаты многодетным семьям – 4 сертификата на сумму 11,1 млн. руб.;

- для детей-сирот приобретены 88 жилых помещений на сумму 120,7 млн. руб.;

- 608 семей (1258 чел.), проживающих в аварийном жилищном фонде были переселены в новые жилые помещения на сумму 1 609,5 млн.руб.

- сертификаты чернобыльцам и гражданам, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера – 4 сертификата на сумму 11,2 млн.руб.;

- сертификаты жителям г. Херсона и части Херсонской области – 21 семя уже приобрели 23 квартиры в Республике на сумму 75,8 млн.руб. (всего 66 планируется)

За счёт регионального бюджета были предоставлены социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по льготной республиканской ипотеке (предоставлены 5310 семьям на сумму 216,0 млн.руб.) и на погашение жилищного кредита в случае рождения ребенка (предоставлены 162 семьям на сумму 65,9 млн.рублей) 281,9 млн руб. По этому направлению поддержку получили 5 472 семьи .

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ
АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Продолжает реализовываться программа по переселению из ветхого аварийного жилья. За 2019-2022 годы Республике Мордовия необходимо было расселить 51,27 тыс. кв. метров и 2,77 тыс. человек.

Республикой перевыполнены данные целевые показатели – переселено 3,02 тыс. граждан из 51,80 тыс. кв. метров аварийного жилья.

 

При этом хотелось бы отметить, что показатели 2022 года были сопоставимы с суммарными показателями за три предыдущих периода. В ходе совместной работы с муниципальными районами в новое жилье переехало 1 260 человек. из 24 350 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда. Построено 53 многоквартирных жилых домов, общей площадью 19,35 тыс. кв. метров (МКД 7 домов – 11,54 тыс. кв. метров; Малоэтажные жилые дома 46 домов – 7,81 тыс. кв. метров). На реализацию по переселению граждан аварийного жилья направленно более 1, 6 млрд рублей.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ
АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2023 Г.

В 2023 году планируется строительство 60 жилых домов (13 многоэтажных и 47 одноэтажных жилых дома), в том числе 3 дома (в г.п. Рузаевка, г.п. Тургенево и г.п. Инсар) переходящих с 2022 года. Общая расселяемая площадь составляет 26 840 тыс. кв. метров. 1 670 тыс. человек получат новое жильё. На текущую дату заключены 286 контрактов на приобретение помещений и строительство МКД, на расселяемую площадь более 15 тыс. кв. метров. На сегодняшний день совместно с фондом развития территорий прорабатываем варианты решения по имеющемуся дефициту в 92 млн. руб. Планируем в 2023 году завершить реализацию программы и приступить к формированию новой, включающей дома признанные аварийными с 2017 по 2021 год.

 

ПРОГРАММА «СТИМУЛ»

Благодаря Федеральной программе Стимул в 2022 г. было введено почти 46 тыс. м2    (45,95) жилья при плановом показателе 38,5 тыс. м2. В рамках программы осуществлено строительство 15 объектов на территории 6 муниципальных районов и городского округа Саранск (включая 12 автомобильных дорог, 2 объектов водоснабжения и 1 водоотведения). Объем финансирования составил 1 035 777,7 тыс. рублей,

в том числе за счет:

- субсидии из федерального бюджета – 1 011 201,2 тыс. рублей,

- республиканского бюджета Республики Мордовия – 14 218,7 тыс. рублей,

- местных бюджетов – 10 357,8 тыс. рублей.

На сегодняшний день «Стимул» является одной из главных программ для поддержки жилищного строительства, поскольку инструменты Инфраструктурного меню для Республики пока не доступны.

Отдельное спасибо хотел бы сказать Никита Евгеньевич Вам и всему Минстрою за конструктивный подход который в прошлом году позволил нам скорректировать нашу работу и сохранить сложившуюся экономию для реализации в рамках проектов.

В 2023 году планируются к реализации 11 объектов (включая строительство 8 автомобильных дорог, сетей водоснабжения, водоотведения и реконструкция канализационного коллектора) с общим объемом финансирования 830 374,7 тыс. рублей,

в том числе за счет:

- субсидии из федерального бюджета – 813 765,5 тыс. рублей;

- республиканского бюджета Республики Мордовия – 8 302,1 тыс. рублей,

- местных бюджетов – 8 307,1 тыс. рублей.

Плановый показатель ввода по программе в 2023 году вырастет более чем в 3 раза – и составит 131,36 тыс. кв. м.

Также республика планирует продолжить реализацию мероприятий и в 2024 году. Федеральным соглашением предусмотрено 6 объектов с общим объемом финансирования 429 167,4 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета – 420 583,8 тыс. рублей.

Плановый показатель ввода на 2024 год – 223,34 тыс. кв м

Вместе с тем, перечень мероприятий, целевые показатели. и объем финансирования по 2024 г предложен субъектом к корректировке. Сейчас ведем подготовку заявки.

 

 

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Развитие социальной и инженерной инфраструктуры ведётся и в рамках Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022-2026 годы. В прошлом году приступили к завершению строительства «Саранской специальной (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида» Объект незавершенного строительства с 1988 года. Еще один шаг в планомерной работе по уменьшению незавершёнки на территории Республики.

Финансирование на 2022 год было предусмотрено в размере 238 197,61 тыс. рублей (в том числе 232 548,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета). Кассовое освоение составило 235 367,5 тыс. рублей (в том числе
229 800,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета).

Программой предусмотрена поддержка жилищного строительства через строительство инженерной и дорожной инфраструктуры в квартале, ограниченном ул. Косарева и Северо-восточным шоссе (восточнее территории ОАО «Резинотехника») в г. Саранске с общим объемом финансирования 520 млн рублей. Данная инфраструктура позволит ввести 189 тыс. кв.м и предоставить новые квартиры для 6,0 тыс. человек. Реализация проекта до 2030 года

В 22 году в кратчайшие сроки (за 4 месяца) построены тепловые сети протяжённостью 4 км в квартале, ограниченном ул. Косарева и Северо-восточным шоссе (восточнее территории ОАО «Резинотехника») в г. Саранске», при этом сложилась невостребованная сумма средств – 2 830,1 тыс. рублей (из них субсидия из федерального бюджета - 2 748,0 тыс. рублей),

В 23 году в соответствии с программой планируется осуществить Строительство автомобильной дороги с освещением и ливневой канализацией, на данной территории, протяженностью 3,8 км стоимостью 350,9 млн рублей «Многоэтажной жилой застройки в квартале, ограниченном ул. Косарева и Северо-восточным шоссе (восточнее территории ОАО «Резинотехника»)».

В настоящий момент в отношении данного объекта ожидается решение по определению источника и выделению финансирования из федерального бюджета через Минстрой России. В этом вопросе рассчитываем на поддержку и готовы приступить к скорейшей реализации проекта.

 

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Определены потенциальные площадки для комплексного развития территорий под размещение многоквартирных домов и индивидуальной жилой застройки. В отношении которых произведён анализ градостроительной документации и условий подключения к инженерным сетям. Необходимо отметить, что по информации сетевых организаций требуются существенные капитальные вложения в развитие инфраструктуры, особенно в модернизацию систем водоснабжения и водоотведения.

Общая площадь участков, рассматриваемых под КРТ, более 4 тыс. га, градостроительный потенциал – 15,8 млн. кв.м.

Прогнозные затраты на инфраструктуру – около 606 млрд.руб.,

в том числе

- на коммунальную более 297 млрд. руб.,

- на транспортную – более 62 млрд. руб

- на социальную – около 246 млрд. руб.

На сегодняшний день проведено ранжирование участков и определены к реализации через КРТ до 2030 первые 9 территорий общей площадью более 194 га, из которых не менее 2 территорий общей площадью более 16 га уже запланированы для принятия решения о КРТ в этом году. (территория в границах ул. Центральная, ул. Восточная, ул. Кооперативная, ул. Вакеева (ТЭЦ-2) с прогнозным выходом жилья 27,6 тыс.кв.м., и 6-й микрорайон с прогнозным выходом жилья 190 тыс.кв.м)

 

ПРОВЕДЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В Мордовии действует Градостроительный Совет Республики. В состав Совета входят ведущие архитекторы, представители общественности, образовательных учреждений, органы исполнительной власти и местного самоуправления.

В 2022 году проведено 2 заседания, на которых рекомендовано к дальнейшей реализации 4 концепции и архитектурных решений.

- Жилая застройка многоэтажными жилыми домами на ул. Волгоградской в районе ТЦ «Сити-Парк».

- Комплексная застройка 6 микрорайона.

- Административно-офисное здание «Бизнес-инкубатора «Молодёжный».

- Комплексная застройка участка в районе ТЭЦ-2.

Для ухода от точечной застройки и развития КРТ на последнем Градсовете были так же обозначены критерии объектов капитального строительства обязательных к рассмотрению.

В 2023 году планируется к обсуждению не менее 5 архитектурно-планировочных решений и принятие в качестве рекомендации для проектных организаций «Стандарта комплексного развития территорий», который охватывает различные сферы пространственного развития города. (формирование новой застройки на свободных участках, преобразование территорий сложившейся застройки, благоустройство открытых городских пространств). Создана рабочая группа для адаптации рекомендаций к условиям региональной застройки.

 

ВОВЛЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В прошлом году Минстроем РМ направлены сведения о 163 земельных участках и территорий общей площадью 1015 га, имеющих потенциал для вовлечения под жилищное строительство. Такие участки расположены в г.о. Саранск и почти во всех районах Республики Мордовия. Данные сведения размещены на публичной кадастровой карте в разделе «Земля для стройки».

Любые заинтересованные лица, потенциальные инвесторы или застройщики могут в режиме «онлайн» найти подходящий для строительства земельный участок или территорию, а затем обратиться за их предоставлением в уполномоченный орган.

В 2023 году во взаимодействии с Росреестром и органами местного самоуправления работа по вовлечению дополнительных территорий будет продолжена.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ

Актуальная градостроительная документация является основой для принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений по размещению, проектированию и строительству объектов, по переводу земель из одной категории в другую.

Существующие документы территориального планирования и градостроительного зонирования большинства муниципальных образований необходимо привести в соответствие с градостроительным законодательством Российской Федерации, законами Республики Мордовия о преобразовании (объединении) поселений и поручением Президента Российской Федерации (от 11 августа 2022 г. № Пр-1424) о необходимости (в 2023 - 2026 годах) обеспечить внесение сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости.

По итогам 2022 года органами местного самоуправления утверждено 25 генеральных планов, 20 правил землепользования и застройки поселений. В ЕГРН внесены сведения о границах всего 58 (из 1257(4,7%) населенных пунктов и 97 (из 2793 (3,5%) границах территориальных зон. Кроме того, с 1 января 2024 года вступает запрет на выдачу разрешения на строительство объектов при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон,. Для решения данной задачи совместно с Минземимуществом приступили к штабной работе по мониторингу и содействию муниципалитетам в приведении документов тер. планирования в соответствие.

Для актуализации и приведения в соответствие требованиям федерального законодательства документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований необходимо порядка 94,0 млн. рублей (из них, на корректировку схем территориального планирования муниципальных районов – 11,0 млн. рублей, на корректировку генеральных планов – 57,0 млн. рублей, на корректировку правил землепользования и застройки поселений – 26,0 млн. рублей).

В текущем году на данные цели муниципальными образованиями предусмотрено в местных бюджетах 4,3 млн. рублей (что составляет 4,6 % от потребности).

В текущем году Правительством Республики Мордовия принято решение о внесении изменений в схему территориального планирования Республики Мордовия (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 18 января 2023 г. № 7-Р).

Актуализация схемы территориального планирования Республики Мордовия проводится в целях приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства, реалиями и перспективами развития республики, в том числе, в целях отображения создаваемых особых экономических зон.

Республиканским исполнительным органам государственной власти направлен запрос от 20 января 2023 г. о предоставлении предложений по компетенции для актуализации схемы территориального планирования республики Мордовия.

В настоящее время запущены конкурсные процедуры по определению разработчика Схемы территориального планирования Республики Мордовия.

Актуализация схемы проводится в целях приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства, реалиями и перспективами развития республики, в том числе, в целях отображения создаваемых особых экономических зон.

В текущем году планируется корректировка Региональных нормативов градостроительного проектирования в части парковочных мест и минимально допустимой площади озеленения территорий а также в части обеспеченности населения велосипедными дорожками и полосами для велосипедистов.

Средства на актуализацию Схемы территориального планирования и Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Мордовия выделены в республиканском бюджете Республики Мордовия в необходимом объеме (СТП Республики Мордовия –13 млн.368 тыс.рублей, РНГП Республики Мордовия – 557,0 тысяч рублей).

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Сегодня в регионе действует более 30 проектных организаций, в которых объем проектных работ в 2022 году снизился на 6%, по сравнению с предыдущим годом.

Во многих случаях это связано с:

1)      Нехваткой и утечкой высококвалифицированных кадров (в связи мало проектных заказов, неконкурентная заработная плата из этого следует, специалисты выбирают миграцию в более крупные города и регионы);

2)      Отсутствием финансирования (уменьшение портфеля заказов влечет за собой сокращение специалистов);

3)      Нехваткой узких специалистов (в связи с малым количеством проектов у институтов отсутствует возможность содержать высококвалифицированных специалистов узкого профиля);

4)    Введением ТИМ (Обязательная разработка информационной модели объектов капитального строительства влечет за собой удорожание стоимости проектирования этих объектов, т.к. проектные организации будут закладывать в стоимость своих проектов покупку необходимого для них ПО и технического оснащения).

 

Пути решения данных проблем:

1)      Участие Республики Мордовия в большем количестве различных программ по развитию регионов (Программа «Стимул»);

2)      Увеличение количества проектов;

3)      Создание благоприятных условий труда;

4)      Поддержка через субсидии проектных организаций;

5)      Обновление материальной базы проектных институтов;

6)    «Кооперация» местных проектных институтов с крупными проектными институтами из других регионов

7)    Утверждение 5ти летнего плана строительства с целью планомерной разработки и подготовки проектов.

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РМ

В 2022 году был учрежден Научно-технический совет Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия.

Таких Совета было проведено два (7 июля и 1 декабря).

- возможность получения строительных материалов на основе боя стекла;

- технология конструктивной огнезащиты на основе состава «ГЕФЕСТ-3»;

- применение антиобледенительных покрытий и жидкого теплоизоляционного покрытия;

- применение инновационного оборудования для автоматического предотвращения и предупреждения пожара от искрения (дугового пробоя) в электрических сетях и электроустановках;

- применение декоративных стеновых панелей Виолет;

- каркасное строительство ЛСТК и т.д.

Инновационные технологии, рассмотренные членами экспертного Совета успешно внедрены в строительную и промышленную сферы. Это и внедрение УЗДП (устройство защиты дугового пробоя) на соц.объектах, и антиобледенительные покрытия в сфере ЖКХ и дорожной отрасли, технология ЛСТК при строительстве ДК в с. Барашево, стеновые панели Виолет при капитальном ремонте школ в Ельниковском районе, в п. Чамзинка, школа № 39 в г.Саранске, а также при проектировании поликлиники в г. Рузаевка.

Уже в 1 квартале планируется проведение очередного научно-технического совета Министерства, на который были уже поданы заявки участников для представления своих докладов.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

С 1 марта 2023 года вступает в силу обязательное использование технологий информационного моделирования для ОКС, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

До установленного срока было дано время на подготовку кадров как у государственных и муниципальных заказчиков, так и у проектных и подрядных организаций, а также создание материально-технической базы с применением отечественного программного обеспечения.

По итогам 2022 года готовность по работе с ТИМ определена у 9 проектных организаций республики.

Обучение навыкам технологий информационного моделирования прошли представители государственных и муниципальных заказчиков.

Несмотря на мораторий действующий в 2022 году по обязательному использованию ТИМ технологий в государственную экспертизу поступило 8 проектов, в составе которых присутствовала информационная модель объекта. По всем выдано положительное заключение.

Кроме того, в 2022 году Минстроем России предложено совершенствование нормативной базы и механизма мониторинга применения ТИМ в регионах на всех этапах жизненного цикла ОКС на базе подсистемы ЕИС ЖС «Цифровой контроль строительства».

Данная платформа, созданная на базе Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС, наш.дом.рф). На единой площадке она дает удобный доступ к карточкам проектов через личные кабинеты всем участникам процесса — застройщикам, субъектам РФ, госзаказчикам и госорганам. ЦКС позволяет следить за ходом реализации проекта начиная с закупки услуг по проектированию, заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Республикой Мордовия в системе зарегистрировано 23 заказчика, внесены данные о 22 контрактах.

 

ЦИФРОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

В целом в 2023 году планируется серьезная перестройка на цифру. Минстроем России на сегодняшний день определены ключевые проекты цифровой трансформации, среди которых можно выделить создание аналитическо-прогнозной вертикали управления, внедрение технологий информационного моделирования, развитие цифровых вертикалей экспертизы и государственного строительного надзора.

Результатом совокупности мероприятий цифровой трансформации станет создание единого цифрового пространства строительной отрасли, которое позволит сократить сроки строительства, обеспечить безопасность и увеличить прозрачность управления и эксплуатации объекта.

Одним из основополагающих решений вертикали является Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ), призванная оптимизировать государственное управление градостроительной деятельностью, интегрировав ГИСОГД всех субъектов Российской Федерации. Ее цели – обеспечить эффективное управление объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла, аккумулировать всю информацию из градостроительной документации и сделать ее доступной и прозрачной.

Работы по созданию и внедрению в эксплуатацию ГИСОГД Республики Мордовия были начаты в 2022 году: разработано и согласовано техническое задание. В феврале 2023 года объявлен открытый конкурс на выполнение работ по её созданию. В промышленную эксплуатацию систему планируется запустить до конца года.

Также Минстроем России разработано типовое программное решение для оптимизации процессов капитального строительства - информационная система управления строительными проектами объектов капстроя (ИСУП). Оно позволит перевести до 80% документов в машиночитаемую информационную модель, что усилит контроль за целевым расходованием средств на проектирование и строительство капитальных объектов.

 

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВЕРТИКАЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В феврале ожидаем от Минстроя соглашения в соответствии с которым Республика войдёт в число пилотных регионов по внедрению проекта.

Кроме того, в рамках пилотного проекта планируется подключение к Государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».

Внедрение таких информационных решений позволит перейти к взаимодействию субъектов градостроительных отношений в единой цифровой среде. Реализация мероприятий пилотного проекта запланирована на первое полугодие 2023 года. Уже сегодня готовится сопровождающая нормативная база по определению и привлечению участников проекта, отбору пилотных объектов, сбору исходной информации об этапах жизненных циклов ОКС.

 

ГОСУКС

Хотелось бы отметить, что на протяжении многих лет ГОСУКС Республики Мордовия выполняет функции заказчика по строительству объектов капитального строительства в Республике Мордовия.

За период 2021-2023 годы учреждению доведены лимиты на продолжение строительства и завершение объектов капитального строительства в размере 6,5 млрд. руб.

В 2021 году учреждению были доведены лимиты бюджетных ассигнований в размере более 3,3 млрд. рублей.

В 2022 году до учреждения были доведены более 1,7 млрд. рублей для реализации объектов капитального строительства, в том числе входящих в национальные проекты:

1)                    Школа на 1450 мест в районе ул. Тавлинская набережная, г. Саранск; В этом году планируется завершить строительство объекта Его реализация обеспечит образовательным учреждением новый микрорайон. К первому июля закончим работы и приступим к передаче объекта муниципалитету.

 

2)                    Региональный центр по велоспорту BMX и техническим видам спорта (1 очередь строительства "Открытый BMX-трек в г. Саранск");

3)                    Крытый ледовый каток в г. Ковылкино (Филиал ГАУ РМ "Ледовый дворец");

4)                    ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская центральная районная больница" (строительство детской поликлиники г. Рузаевка);

5)                    Социокультурный центр в р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия;

6)                    Реконструкция лыжно-биатлонного комплекса ГАУ РМ "СШОР по зимним видам спорта".

 

Помимо основных полномочий, предусмотренных уставными документами, ГОСУКС Республики Мордовия на договорной основе оказывает услуги строительного контроля В 2020 году заключено 9 контрактов на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (в том числе на капитальный ремонт 3 объектов образования, строительство 2 объектов спорта, 1 объекта культуры и др.) на общую сумму 1 539,961 тыс. рублей. Стоимость выполненных строительно-монтажных работ по строительству (капитальному ремонту) объектов составила 1 217 622,951 тыс. руб.

В 2021 году заключено 19 контрактов (в том числе на капитальный ремонт 7 объектов здравоохранения, строительство и капитальный ремонт 3 объектов культуры, на строительство 4 жилых домов, 5 объектов инженерной инфраструктуры) на общую сумму 1 982,21 тыс. рублей. Стоимость выполнения строительно-монтажных работ по строительству (капитальному ремонту) объектов составила 869 342,32 тыс. руб.

В 2022 году заключено 22 контракта (в том числе на капитальный ремонт 11 объектов образования, 3 объекта здравоохранения, строительство 4 жилых домов и др.) на общую сумму 2 219,39 тыс. рублей. Стоимость выполнения строительно-монтажных работ по строительству (капитальному ремонту) объектов - 1 141 336,841 тыс. рублей.

В 2023 году заключен контракт на осуществление строительного контроля при выполнении капитального ремонта объекта здравоохранения на сумму 87 529,73 тыс. рублей. В стадии подписания контракт на строительный контроль по объекту образования на сумму 105 841,13 тыс. руб.

Выполнение строительного контроля ГОСУКСом, позволят значительно сэкономить бюджетные средства.

В настоящий момент прорабатывается вопрос наделения учреждения функциями заказчика при проведении работ по капитальному ремонту объектов государственной собственности Республик Мордовия. Задачей на этот и следующий годы является централизация строительства посредством создания единого заказчика.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГОСЭКСПЕРТИЗЫ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Хотелось бы отметить, Государственную экспертизу Республики Мордовия. Проделана немалая работа по повышению качества проектов строительства, конструктивной и эксплуатационной надежности зданий и сооружений, снижению стоимости строительства, повышению эффективности капитальных вложений на объектах строительства на территории Республики Мордовия.

За 2022 год выдано 481 заключения по рассмотренной документации.

Из них:

Выдано 4 заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Выдано 3 заключения государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости.

Выдано 7 заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Выдано 75 заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости.

Выдано 392 заключений государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Общая заявленная стоимость строительства объектов, по проектной документации, составила 57 523,46 млн. руб. (в ценах VI квартала 2022 г.) Снижение стоимости строительства по результатам экспертизы за счет совершенствования проектных решений, уточнения сметных норм и цен, составило 1 108,17 млн. руб. (в ценах VI квартала 2022 г.). .

 

 

ИТОГИ

 

Подводя итоги своего выступления хотел бы остановиться на основных задачах Министерства на 23 год.

1)    Приведение документов территориального планирования в соответствие. А также повышение качества проектных работ, которое позволит своевременно включаться в Федеральные программы.

2)    Строительство в установленные сроки всех запланированных объектов в рамках нац. проектов.

3)    Развитее новых территорий в том числе в рамках КРТ

4)    Реализация всех жилищных программ и улучшение качества жизни нашего населения.

5)    Цифровизация строительной отрасли в регионе

6)    Проведение анализа деятельности курируемых организаций и разработка плана действий по повышению эффективности их финансово экономических результатов.

Все участники строительного сектора республики провели большую работу в 2022 году что было отмечено и на Федеральном уровне поэтому уверен, что в 23 году все поставленные задачи будут выполнены.

Отдельные слова благодарности хотел сказать Федеральному Министерству за конструктивную работу и поддержку Республики по всем возникающим вопросам.

 

Спасибо за ваше внимание , доклад окончен , готов ответить на Ваши вопросы .