Версия для слабовидящих
Глава Мордовии
Подписывайтесь
на Главу Мордовии
Одноклассники Телеграм Вконтакте
Мордовия в соцсетях
Одноклассники Вконтакте Rutube Viber Телеграм Дзен

Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия»

Внесен Комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия по социальной политике



З А К О Н

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»


Принят Государственным Собранием                 2023 года



Статья 1


Внести в Закон Республики Мордовия от 6 мая 1998 года № 19-З «О государственных языках Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 7 мая 1998 года, № 82; 16 марта 2010 года, № 36-10; 20 декабря 2011 года, № 192; 6 марта 2019 года, № 25-11) следующие изменения:


1. В преамбуле после слова «граждан» дополнить словами «, проживающих на территории Республики Мордовия,».


2. Статью 1 изложить в следующей редакции:

«Законодательство Республики Мордовия о государственных языках в Республике Мордовия основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, принятых в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.».


3. Статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Государственным языком в Республике Мордовия является мордовский (мокшанский и эрзянский) язык.

Государственными языками, применяемыми на территории Республики Мордовия, являются русский и мордовский (мокшанский и эрзянский) языки.

Установление статуса мордовского (мокшанского и эрзянского) языка как государственного не ущемляет конституционного права других народов, проживающих на территории Республики Мордовия, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.».


4. Часть первую статьи 4 изложить в следующей редакции:

«В Республике Мордовия недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, дискриминация по признаку языковой принадлежности».


5. Статью 6 дополнить частью второй следующего содержания:

«Средства на финансирование республиканских целевых программ, направленных на сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Мордовия, предусматриваются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.».


6. Статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. При подготовке и проведении выборов, а также референдумов в Республике Мордовия наряду с русским языком используется мордовский (мокшанский, эрзянский) язык.

Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в Республике Мордовия печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума бюллетени печатаются на русском языке и на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке.

Протоколы итогов голосования, результатов выборов и референдумов оформляются на русском языке.».


7. Статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. В деятельности государственных органов Республики Мордовия и организаций, расположенных на территории Республики Мордовия, используются русский, мордовский (мокшанский, эрзянский) языки.».


8. Статью 18 изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Документы, удостоверяющие записи актов гражданского состояния, а также документы об образовании оформляются на русском языке и могут оформляться на мордовском (мокшанском, эрзянском) языках.»


9. Статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Тексты печатей, штампов, штемпелей, бланков государственных органов Республики Мордовия оформляются на русском, мордовском (мокшанском, эрзянском) языках.».


10. В статье 21 после слов «государственных языков» дополнить словами «Республики Мордовия».


11. В статье 22 после слов «государственных языков» дополнить словами «Республики Мордовия».

12. Статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Написание наименований географических объектов в Республике Мордовия и оформление надписей, дорожных и иных указателей наряду с русским языком производятся также на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке.».


Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.


Глава Республики Мордовия А.А. ЗДУНОВ


г. Саранск

                  2023 года



Пояснительная записка

Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия» разработан Комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия по социальной политике по результатам мониторинга Закона Республики Мордовия от 6 мая 1998 года № 19-З «О государственных языках Республики Мордовия» (далее – Закон Республики Мордовия), в ходе которого были выявлены противоречия Закона Республики Мордовия федеральному законодательству, а также неточности юридико-технического характера, и направлен на совершенствование его отдельных норм.

Статью 1 Закона Республики Мордовия о структуре законодательства Республики Мордовия о государственных языках в Республике Мордовия предлагается привести в соответствие с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о языках), включив в неё нормативную основу издания нормативных правовых актов Республики Мордовия о государственных языках Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.

В статье 3 (часть вторая) Закона Республики Мордовия установлен статус русского и мордовского (мокшанского и эрзянского) языков как государственных языков Республики Мордовия. Данное положение Закона не соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, установивших правовое положение языков в Российской Федерации и определивших правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей её территории и предоставивших республикам право устанавливать государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона о языках). Таким образом, 1. Конституции РФ и Федеральный закон о языках гарантируют республикам в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки; 2. каждая республика вправе самостоятельно определить, какой язык или языки являются в ней государственными; 3. русский язык является государственным языком Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации ему не может быть придан статус государственного языка субъекта Российской Федерации. Исходя из данного вывода, предлагается не только в части второй статьи 3 Закона, но и по всему тексту Закона внести исправления в этой части, исключив указание на принадлежность русского языка к государственным языкам Республики Мордовия, сохранив при этом в Законе нормы о порядке использования государственных языков Республики Мордовия в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации.

Статью 4 Закона Республики Мордовия предлагается привести в соответствие с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации в части недопустимости в Республике Мордовия дискриминации по признаку языковой принадлежности (в действующей норме – по языковому признаку).

Статью 6 Закона Республики Мордовия предлагается дополнить указанием на источники финансирования республиканских целевых программ, направленных на сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Мордовия.

Статью 14 Закона Республики Мордовия законопроектом предлагается привести в соответствие со статьей 14 Федерального закона о языках, установив законодательные рамки использования государственных языков Республики Мордовия в избирательном процессе. В действующей редакции статьи 14 Закона Республики Мордовия не содержится положений, указывающих на то, на каких стадиях избирательного процесса, в какой избирательной документации и в каких объемах могут использоваться государственные языки Республики Мордовия.

Согласно действующей редакции статьи 16 Закона в деятельности государственных органов Республики Мордовия и организаций, расположенных на территории Республики Мордовия, используются государственные языки Республики Мордовия. Законопроект направлен на полное приведение указанной нормы Закона Республики Мордовия в соответствие с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона о языках, согласно которой в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов РФ.

Законопроектом предлагается статью 18 Закона Республики Мордовия изложить в новой редакции, сохранив возможность факультативного оформления на мордовском языке только документов, удостоверяющих записи актов гражданского состояния, и документов об образовании.

Законопроектом уточняется содержание статьи 19 Закона Республики Мордовия в целях приведения её в соответствие с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона о языках, согласно которому тексты печатей, штампов, штемпелей, бланков государственных органов Республики Мордовия оформляются не только на государственных языках республик, но и на государственном языке Российской Федерации.

Законопроектом корректируется статья 23 Закона Республики Мордовия. В частности, из неё исключается положение об охране в Республике Мордовия традиционных названий местных объектов (населенных пунктов, рек, озер, улиц, площадей и пр.), как не относящееся к предмету регулирования Закона. Кроме того, пункт 1 статьи 23 Федерального закона о языках к полномочиям республик при написании наименований географических объектов и оформлении надписей, дорожных и иных указателей относит возможность употребления наряду с русским языком только государственных языков республик, в силу чего положение статьи 23 Закона Республики Мордовия о возможности написания наименований географических объектов в Республике Мордовия и оформления надписей, дорожных и иных указателей на иных языках с учетом интересов местного населения предлагается исключить.

В преамбулу, статьи 3, 21 и 22 Закона Республики Мордовия вносятся изменения уточняющего характера.

Принятие проекта закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия» не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия» разработан специалистами отдела по работе с общественными объединениями и фракционной работе Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия и размещен на сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 31 марта 2023 года.

Изм.О Гос. языках.docx

У вас недостаточно прав для написания комментариев.

Авторизуйтесь пожалуйста.

Войти через
Госуслуги