Версия для слабовидящих
Глава Мордовии
Подписывайтесь
на Главу Мордовии
Одноклассники Телеграм Вконтакте
Мордовия в соцсетях
Одноклассники Вконтакте Rutube Viber Телеграм Дзен

Проект закона Республики Мордовия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия»

Проект разработан специалистами юридического отдела правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия.

Заключения по проекту просьба направлять в Аппарат Государственного Собрания Республики Мордовия по адресу: 430002, г. Саранск, ул. Советская, 26, курьерским способом либо на электронный адрес: gsrm@e-mordovia.ru в течение трёх рабочих дней со дня его размещения в сети «Интернет»

Проект внесён Комитетом ГС РМ по законодательству и законности

   

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

  

 

Принят Государственным Собранием                    2020 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия (далее – Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Мордовия.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Республики Мордовия.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в Федеральном законе от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Республики Мордовия, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

 

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Мордовия, законы и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия.

 

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

 

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

 

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

 

Статья 5. Порядок назначения на должность и вступления в должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Государственным Собранием Республики Мордовия.

2. Государственное Собрание Республики Мордовия принимает решение о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Предложение о кандидатуре (кандидатурах) на должность Уполномоченного в Государственное Собрание Республики Мордовия вносит Глава Республики Мордовия.

4. До рассмотрения кандидатуры (кандидатур) на должность Уполномоченного Государственное Собрание согласовывает ее (их) с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

5. Назначенным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия.

6. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, законодательством Республики Мордовия, справедливостью и голосом совести».

7. Присяга приносится на заседании Государственного Собрания Республики Мордовия непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

8. Уполномоченному, вступившему в должность, на заседании Государственного Собрания Республики Мордовия вручается удостоверение, являющееся документом, удостоверяющим его должностное положение и служебные полномочия.

9. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия о назначении на должность Уполномоченного, а также биографические сведения об Уполномоченном подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

 

Статья 6. Срок полномочий Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается сроком на пять лет.

2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

4. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

 

Статья 7. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

 

1. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) одновременно быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. Уполномоченный не позднее 14 календарных дней со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

3. Если в течение срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются в порядке, установленном статьей 8 настоящего Закона. В этом случае Государственное Собрание Республики Мордовия назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

4. Гражданин, претендующий на замещение государственной должности Уполномоченного, при назначении на должность, а Уполномоченный ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, утверждаемом указом Главы Республики Мордовия.

5. Уполномоченный ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, утверждаемом указом Главы Республики Мордовия.

6. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

7. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и настоящим Законом.

 

Статья 8. Прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Государственного Собрания Республики Мордовия в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Государственного Собрания Республики Мордовия после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и настоящим Законом.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Государственным Собранием Республики Мордовия не позднее одного месяца со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 2, подпунктами 1, 2, 4 пункта 3 настоящей статьи.

5. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Государственным Собранием Республики Мордовия в течение 30 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

7.. Назначение нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

 

Статья 9. Освобождение от должности Уполномоченного в связи с утратой доверия

 

1. Уполномоченный подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

2. Освобождение Уполномоченного от должности в связи с утратой доверия по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» осуществляется по результатам проверки, проводимой в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона.

3. Освобождение Уполномоченного от должности в связи с утратой доверия по основаниям, указанным в пунктах 2-5 части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» осуществляется по результатам проверки, проводимой в порядке, утверждаемом указом Главы Республики Мордовия.

4. Освобождение от должности в связи с утратой доверия осуществляется Государственным Собранием Республики Мордовия не позднее одного месяца со дня принятия Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 7 статьи 10 настоящего Закона либо получения информации Главы Республики Мордовия о выявлении в результате проверки обстоятельства, являющегося основанием для освобождения от должности в связи с утратой доверия, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, иных случаев неисполнения должностных обязанностей по уважительным причинам.

 

Статья 10. Порядок сообщения Уполномоченным о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов

 

1. При наличии оснований, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Уполномоченный обязан сообщить Председателю Государственного Собрания Республики Мордовия о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

2. Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов по форме согласно приложению к настоящему Закону (далее – уведомление).

3. По решению Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия уведомление, представленное Уполномоченным, передается в Комиссию Государственного Собрания Республики Мордовия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания, (далее – Комиссия по контролю) для осуществления соответствующей проверки.

4. В ходе проверки члены Комиссии по контролю имеют право получать в установленном порядке от Уполномоченного пояснения по изложенным в них обстоятельствам и направлять в установленном порядке запросы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Мордовия, иные государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

5. По результатам проверки Комиссия по контролю готовит мотивированное заключение.

6. Проверка осуществляется в срок 14 календарных дней со дня поступления уведомления в Комиссию по контролю. В случае направления запросов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уведомление, заключение и другие материалы представляются Председателю Государственного Собрания Республики Мордовия в течение 45 календарных дней со дня поступления уведомлений в Комиссию по контролю.

7. Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия по результатам рассмотрения уведомления принимается одно из следующих решений:

1) признать, что при исполнении должностных обязанностей Уполномоченным конфликт интересов отсутствует;

2) признать, что при исполнении должностных обязанностей Уполномоченным личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

3) признать, что Уполномоченным не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.

8. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 7 настоящей статьи, Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует Уполномоченному принять такие меры.

9. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 7 настоящей статьи, Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия вносит на рассмотрение сессии Государственного Собрания Республики Мордовия вопрос об освобождении Уполномоченного от должности в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.

 

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 11. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным

 

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Мордовия, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Мордовия (кроме Государственного Собрания Республики Мордовия), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Республики Мордовия, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Мордовия, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Мордовия (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Республики Мордовия, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  

Статья 12. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

 

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Республики Мордовия, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Республики Мордовия.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Мордовия, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 13. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Государственное Собрание Республики Мордовия с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

 

Статья 14. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Общественная наблюдательная комиссия, сформированная в Республике Мордовия, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

4. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Республики Мордовия.

 

Статья 15. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

 

В случае выявления в нормативных правовых актах Республики Мордовия, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Республики Мордовия, иным государственным органам Республики Мордовия, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов Республики Мордовия, иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

 

Статья 16. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

 

Статья 17. Участие Уполномоченного в правовом просвещении

 

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.

 

Статья 18. Доклады Уполномоченного

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Государственное Собрание Республики Мордовия, Главе Республики Мордовия, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Верховного Суда Республики Мордовия, прокурору Республики Мордовия.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Государственного Собрания Республики Мордовия Уполномоченным лично.

3. Уполномоченный может направлять в Государственное Собрание Республики Мордовия, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина публикуются в средствах массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются органы государственной власти Республики Мордовия.

 

Статья 19. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия.

 

Глава 4. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭКСПЕРТНЫЙ) СОВЕТ ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ

 

Статья 20. Аппарат Уполномоченного.

 

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.

2. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Республики Мордовия с правом юридического лица, имеющего расчетные и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Мордовия.

3. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего аппарата.

4. По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

5. Сотрудники аппарата Уполномоченного являются государственными гражданскими служащими Республики Мордовия.

6. Аппарат Уполномоченного осуществляет правовое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

 

Статья 21. Финансирование деятельности Уполномоченного

 

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. В республиканском бюджете Республики Мордовия ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства на содержание Уполномоченного и его аппарата.

2. Уполномоченный по согласованию с Министерством финансов Республики Мордовия разрабатывает свою смету расходов и самостоятельно ее исполняет.

3. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном действующим законодательством.

4. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, выделяется Правительством Республики Мордовия, находится в оперативном управлении государственного органа и является государственной собственностью Республики Мордовия.

 

Статья 22. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном

 

1. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может быть создан консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение о консультативном (экспертном) совете при Уполномоченном и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.

 

ГЛАВА 5. ОТПУСКА УПОЛНОМОЧЕННОГО. ТРУДОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 23. Отпуска, предоставляемые Уполномоченному

 

1. Уполномоченному предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой государственной должности и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется Уполномоченному ежегодно и состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Уполномоченному предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 календарных дней.

4. Уполномоченному предоставляется также дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 5 календарных дней.

5. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за ненормированный рабочий день.

6. По желанию Уполномоченного ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.

7. Выплата денежного содержания Уполномоченному за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

8. При предоставлении Уполномоченному ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере и в порядке, установленных Главой Республики Мордовия.

9. При освобождении от замещаемой государственной должности Уполномоченному выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По желанию Уполномоченного неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим освобождением от замещаемой государственной должности (за исключением случаев освобождения от замещаемой государственной должности за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой государственной должности считается последний день отпуска.

10. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам Уполномоченному по его желанию может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более 14 календарных дней.

11. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за Уполномоченным сохраняется замещаемая государственная должность.

 

Статья 24. Трудовые и социальные гарантии Уполномоченного

 

1. Уполномоченному гарантируются:

1) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, а также на сопоставимые показатели оценки эффективности результатов деятельности при замещении соответствующих государственных должностей;

2) отдых, обеспечиваемый предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков за ненормированный рабочий день;

3) медицинское страхование Уполномоченного и членов его семьи в соответствии с федеральным законом;

4) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения государственной должности либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

5) возмещение расходов, связанных со служебными командировками, в порядке, установленном Главой Республики Мордовия;

6) защита Уполномоченного и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

7) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия.

2. В случае освобождения Уполномоченного от замещаемой государственной должности в связи с избранием или назначением на иную государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения Уполномоченного устанавливаются по его выбору.

3. Уполномоченному при определенных условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, может предоставляться право на:

1) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных Главой Республики Мордовия;

2) замещение иной государственной должности или должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа;

3) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период работы в государственном органе в порядке и на условиях, устанавливаемых законом Республики Мордовия.

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25. Местонахождение Уполномоченного

 

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Саранск.

 

Статья 26. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Мордовия

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2005 года № 96-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 27 декабря 2005 года, № 193-24);

2) Закон Республики Мордовия от 26 апреля 2006 года № 19-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 27 апреля 2006 года, № 60-12);

3) статью 3 Закона Республики Мордовия от 3 мая 2007 года № 37-З «О внесении изменений в отдельные Законы Республики Мордовия в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные должности Республики Мордовия, а также государственные должности государственной гражданской службы Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 4 мая 2007 года, № 65-13);

4) статью 4 Закона Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 64-З «О приведении отдельных законодательных актов Республики Мордовия в соответствие с законодательством о противодействии коррупции» (Известия Мордовии, 13 октября 2009 года, № 153-37);

5) Закон Республики Мордовия от 3 декабря 2009 года № 93-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 4 декабря 2009 года, № 183-44);

6) статью 2 Закона Республики Мордовия от 28 февраля 2012 года № 2-З «О приведении отдельных законодательных актов Республики Мордовия в соответствие с антикоррупционным законодательством» (Известия Мордовии, 29 февраля 2012 года, № 29-9);

7) статью 5 Закона Республики Мордовия от 30 января 2013 года № 8-З «О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия в связи с установлением контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, и иных лиц» (Известия Мордовии, 31 января 2013 года, № 14-4);

8) статью 6 Закона Республики Мордовия от 24 июня 2014 года № 59-З «О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 25 июня 2014 года, № 89-34);

9) Закон Республики Мордовия от 3 сентября 2015 года № 68-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 4 сентября 2015 года, № 99-43);

10) статью 3 Закона Республики Мордовия от 31 декабря 2015 года № 111-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия» (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 4 января 2016 года);

11) Закон Республики Мордовия от 10 мая 2017 года № 28-З «О внесении изменения в статью 9 Закона Республики Мордовия «Об уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 11 мая 2017 года, № 49-21).

 

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

 

Глава Республики Мордовия         В.Д.ВОЛКОВ

 

г. Саранск

                  2020 года

Приложение.doc
Проект об уполном.прав.чел_.doc
П.з.Уполномоченный.docx

У вас недостаточно прав для написания комментариев.

Авторизуйтесь пожалуйста.

Войти через
Госуслуги