Вице-премьер правительства и президент РФС Виталий Мутко в прямом эфире «Матч ТВ»

О новой должности 

— Я не думаю, что будут какие-то глобальные изменения в структуре нашего спорта, их практически нет. Министерство спорта как орган государственной власти сохранен. Есть министр, он будет исполнять свои функции. 

Мы исходили из того, что у нас впереди большие вызовы: чемпионат мира по футболу, Олимпийские игры, много событий внутри России, идет реализация федеральной целевой программы. Мы находимся на ходу, поэтому приглашать человека со стороны или человека, который потратил бы год-полтора на вход в курс дела, не было никакого смысла. 

Павел Колобков — это человек, который прожил всю жизнь в спорте. Он с десяти лет в спорте, олимпийский чемпион, спорт изнутри знает. Плюс с 2010 года шесть лет в роли заместителя министра. Есть разные оценки этого назначения, но надо иметь в виду: чтобы стать менеджером-управленцем внутри отрасли, для этого нужны особые навыки. 

Не всегда большой спортсмен может прийти и стать хорошим менеджером. Надеюсь, что тот опыт, который он приобрел в Министерстве спорта, ему поможет. 


О моде на спорт 

— Нам удалось изменить отношение к спорту в стране. Видим, что он стал набирать популярность, что он стал модным среди молодежи. Мы сделали это все вместе — и Министерство спорта, и канал «Матч ТВ». Если в 2008 году было такая ситуация, что мы должны были всех уговаривать вкладывать деньги в спорт, то сейчас мы не успеваем рассматривать все предложения. Мне каждый день предлагают, то построить какой-то объект, то еще то-то. За это время государство построило 1700 спортивных сооружений. Это серьезная цифра. Мы в полтора раза увеличили пропускную способность спортивных объектов. 

В профессиональном спорте Россия вернула лидирующие позиции. Во многих видах спорта мы боремся за тройку сильнейших в мировых рейтингах. Мы изменили спорт высших достижений, в первую очередь, нам удалось развить материальную базу. Это скачок вперед. Но конечно, осталось множество проблем. Среди таких групп населения, как пенсионеры и инвалиды, — у нас огромные проблемы в плане развития спорта. Есть также десяток видов спорта, перед которыми мы в долгу. Например, перед борцами — это мощнейший вид спорта, который нам дарит красивые победы, а всероссийского центра борьбы у нас пока нет. Но это уже следующая стадия развития. Экономика тоже страдает, у нас закрываются клубы. Так что проблем и вызовов еще много. 

Что касается допинга, который ударил по имиджу российского спорта, здесь еще многое определяет общий фон отношения к России. Мы видим, что сейчас на допинге попались норвежские лыжники, но ведь никто не создает никаких комиссий. В отношении наших легкоатлетов, мы не смогли качественно отработать эту проблему. Даем сбой, и сейчас сыпятся все эти обвинения. Порой государство не может контролировать подобные субъективные факторы. А другим выгодно подавать, что это сделало именно государство. Но ведь на самом деле это все система ВАДА. Но я рад, что сейчас приняли решение ее реформировать 

Об инфраструктуре к чемпионату мира 

— Никто в мире не считает затраты на строительство инфраструктуры к важным спортивным событиям. Это инвестиции в твою страну. Туристическая отрасль меняется, Россия в этом смысле становится привлекательной страной. Но лидерами отрасли по-прежнему являются Москва и Санкт-Петербург. 

На третьем месте — Казань. Еще Минтимер Шаймиев говорил, что можно сделать многое, но когда «Рубин» побеждает «Барселону», интерес к городу, в котором играет команда, появляется сам собой. Наша задача — открыть страну, показать, что у нас есть черноморское побережье, Урал. 

Вся транспортная логистика будет выстроена, практически 4 аэропорта у нас новых. Создана специальная транспортная дирекция, в задачу которой сейчас будут входить все расчеты. После жеребьевки мы уже сможем приблизительно рассчитать возможную миграцию во время турнира. 

О билетах на матчи 

— Мы планируем, что переезд между городами будет бесплатным при наличии билета на матч. Изначально мы делали это для иностранных гостей, но, думаю, что это коснется всех наших болельщиков. Ближе к старту турнира появится расписание, которое будет выставлено в интернете. Запустим специальные поезда — только для болельщиков. Они смогут бесплатно проехать из одного города в другой при наличии билета. Также рассматриваем эту возможность в самих городах. 

Что касается билетной программы, то мы договорились с ФИФА, что россиянам будет выделена четвертая группа билетов. На Кубке Конфедераций цена на такие билеты будет составлять от 960 рублей. Примерно так же будут стоить билеты и на чемпионате мира. Когда запустим продажу билетов на Кубок Конфедераций, посмотрим, какой интерес матчи вызовут у наших коллег за рубежом. В зависимости от этого будем менять объемы продаж. 

Ожидаем увидеть у нас всех основных лидеров. Жаль, что Италия и Испания попали в одну группу. Вот как можно сводить вместе такие команды. Это все из-за этих рейтингов. Мы не боимся принимать все эти страны, ведь у нас уже есть опыт проведения крупных спортивных мероприятий. Тем более недавно Совет Европы принял специальную конвенцию по поводу проведения спортивных событий. Так что тот, кто хочет приехать к нам хулиганить, лучше даже не приезжать. Думаю, эти люди и сами это знают. А всех, кто хочет посмотреть футбол, мы с удовольствием приглашаем к нам. У них будет множество возможностей насладиться пребыванием в России — от черноморского побережья до Казани.

О контрольных матчах сборной России 

— Ближайшие две игры сборной России — ключевые для понимания того, на кого может опираться Черчесов. Потому что в марте 2017-го речь будет идти уже о целенаправленной подготовке к Кубку Конфедераций. Но мы всех своих игроков знаем — всего 60 человек, они все перед глазами. Просто бывает так, что игрок более высокого уровня не хочет себя перетруждать и не может помочь сборной. 

В контрольных матчах мы должны играть с более сильными соперниками. Мы сильно сами себя критикуем, нас уважают, желание сыграть с нами есть. Обычно оплачиваются перелет и проживание. Только команды из топ-5 позволяют себе выставлять какие-то дополнительные условия. 

У европейских команд практически нет свободных окон, у них все расписано. В следующем году у нас будет 10 игр. Последнее слово в выборе соперников — за Черчесовым. 

Я вижу, что хочет главный тренер и какую модель игры он выбирает. Но для того, чтобы это понимание было полноценным, нужно остановиться на определенном круге кандидатов. 

Рейтинг ФИФА неприятен, но меня он не волнует. Он необъективен. Это возвращение в 2005 год, когда в результате жеребьевки мы получали группу смерти. Но хозяева крупных турниров всегда оказывались в такой ситуации. Если ты два года не можешь играть официальные матчи — как ты поправишь свой рейтинг? Сейчас разговор идет о том, чтобы скорректировать этот момент и поставить всех в равное положение. 

О сроках подготовки к турниру 

— Пункты контроля в вопросе подготовки инфраструктуры, конечно, есть. У нас есть центр мониторинга и контроля за всей нашей программой подготовки. Есть несколько направлений: первое — это создание необходимой инфраструктуры, нам нужно построить около 600 различных объектов, реально сегодня из них введены всего около 30. Остальные находятся в активной стадии строительства. 

Есть точки, где мы опаздываем, пусть и не критически. Есть проблемы в системах размещения в ряде регионов России — в Саранске по двум гостиницам, в Ростове-на-Дону две частные гостиницы остановились в своем строительстве, потому что инвесторы испытывают проблемы. 

Теперь я буду рассматривать все вопросы, связанные с ходом подготовки, раз в неделю, каждый понедельник. Среда — это посещение какого-то региона, а дальше раз в месяц заседание координационного совета программы подготовки. 

Отдельная тема — это оргкомитет. Мы выбрали талисман, начали продавать билеты. И каждый вопрос в этом направлении также будет контролироваться.

О продаже телеправ на чемпионат мира 

— Сейчас активно обсуждается вопрос о покупке телеправ. ФИФА очень серьезную цену поставила. Наши ведущие каналы объединены в пул. Сейчас пытаются договориться о цене. Этот вопрос находится в стадии сложных переговоров. Пока этот рынок у нас не очень развивается, здесь есть проблемы. Надо еще отметить, что в ФИФА идет обновление структуры. 

Конкретные цифры? Если за предыдущие чемпионаты запрашивали порядка 20 миллионов долларов, то сейчас вдруг речь идет о сотнях миллионов. Наш рынок еще так не вырос, и наши коллеги не хотят себе в убыток покупать. Но я уже вижу, что идет сближение позиций. Думаю, что в ФИФА понимают, что хозяйка чемпионата должна показывать турнир внутри страны. Буду еще обсуждать это с правительством, но нам бы не хотелось тратить на это бюджетные деньги — это все-таки коммерческий вопрос, рыночный. 

О фэйр-плей и безумном менеджменте 

— Профессионального спорта у нас по-крупному нет, сегодня это социальный фактор. Но раз так, нужно прекратить это безумие, этот безобразный менеджмент. В клубы приходят люди, оторвавшиеся от реальной жизни, не имеющие никаких доходов. 

«Крылья Советов» 5 лет не могут вылезти из долгов! Зачем так делать? Нужно жить по средствам. И мы будем жить по принципам фэйр-плей. Только без клоунады — когда вы написали спортсмену одну зарплату, а его жена устраивается в клуб бухгалтером. Никому эти обманы не нужны. 

С точки зрения соотношения доходов и расходов, ЦСКА близок к тому, чтобы считаться образцовым клубом в плане менеджмента. Когда я работал в «Зените», у нас было 20–50 спонсоров, это огромная работа. Но зачем она, если можно набрать счетов и отнести одному спонсору? А эта ситуация — когда ты акционер клуба, но не даешь ему деньги, а оформляешь это как займы? Потом уходишь — и предъявляешь сумму к возврату. Или предъявляешь права на футболистов. 

Должен быть целый набор мер — и первый контракт новичка, и доморощенный игрок. Люди набирают лайки, когда ругают лимит — «Ох, как он сейчас мочил!», но роль лимита — только 30%. Если бы не он, у нас бы и 60 российских игроков в лиге не было. 

О киберспорте 

— Мы его признали, как спорт. Но с точки зрения перспективы, не думаю, что в 2024 году киберспорт появится в программе Олимпийских игр. там уже есть шорт-лист. Хотя у нас уже появилась своя федерация, которая развивает этот вид спорта. 

Не утратится ли интерес к традиционным видам спорта? Просто нам надо активней развитать их. А запрещать что-то мы не можем. Конечно, государство не будет поддерживать киберспорт, у него сейчас свои спонсоры, так что они и не обращались за поддержкой государства. Но мы зададим определенные рамки, чтобы не было чего-то вне границ, как получилось с детскими боями, например. Киберспорт все равно будет развиваться, хотим мы этого или нет. Так что лучше просто немного задать ему границы. 

Источник - http://matchtv.ru/