28 июля вся Россия отмечает праздник – День крещения Руси. Праздник носит официальное название «День Крещения Руси» и празднуется на государственном уровне. Он был учрежден 31 мая 2010 г. Федеральным законом №105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Утверждение данного праздника на государственном уровне – это юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности. Православие – глубокий пласт духовности и культуры многих народов России. Религия оказала глубокое влияние на самоопределение, самосознание этнических общностей вошедших в состав России. Понимая важность значения духовной жизни граждан и высоко оценивая вклад религии в развитие общественных, культурных, духовных явлений, на территории России был установлен День крещения Руси.
Данное событие совпадает с православной датой – днем памяти равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Сделанный им выбор христианской веры, был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало введения единой монотеистической религии. Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию. Становление России как сильного централизованного государства обусловлено заложенным князем Владимиром в основу государственного строительства идеям единения и культурного развития. Не случайно в лоне русской православной церкви нашли оформление идеи старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея, который впервые ввёл в оборот отечественной религиозно-исторической мысли понятие "Москва - Третий Рим", министра народного просвещения, графа С.С. Уварова, выраженные в его триаде «Православие. Самодержавие. Народность». Лозунг «Согласие. Порядок. Созидание», под которым живет Республика Мордовия, звучал призывом к единению всех народов России при праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Православие в Мордовии имеет глубокие исторические корни. Знакомство мордвы с православной культурой относится к периоду XI – начала XIII века, времени, когда во внешней политике Руси отчетливо проявился восточный вектор, выражавшийся в стремлении к установлению контроля над торговыми путями в западной части Среднего Поволжья. В могильниках мордвы, датируемых рассматриваемым хронологическим отрезком, обнаружены предметы христианского культа. В качестве примера можно назвать находки бронзовой иконки с изображением святых князей Бориса и Глеба из Куликовского могильника, нательной иконки с изображением Богоматери с младенцем из могильника у с. Заречное, крестика из Мордовско-Паркинского могильника. В источниках, датируемых началом XVI века, упоминаются мордва-новокрещены. А.А. Гераклитововым была опубликована выписка из документа, повествующая о событиях сентября 1508 г., где говорится о том, что «от Коломны до Украины ногайских послов провожал толмач Федька, новокрещен мордвин». Другим важным источником, зафиксировавшим распространение православия, в том числе среди мордвы, была «Степенная книга царского родословия» 1552 г. В одном из разделов этого документа говорится: «...тогда же и прежде того и потом мнози от неверных крестишася; мужие и жены, старии и юноты, и девы, и всякого возраста, и от рода царска и княжеского чина, и от крымских, и казанских, и азотороханских, и нагайских, и мордвы, и черемисы, и иных орд...».
Приобщение мордвы к православной вере ознаменовало включение ее в особую цивилизационную семью, во многом определило общность исторических судеб с русским народом. Строительство храмов в мордовских деревнях способствовало зарождению зодчества с национальным колоритом. В монастырских школах, наряду с другими, обучалась и мордва, выдвинувшая из своей среды такого крупного церковного иерарха, как патриарх Никон. Никон, являясь одним из ключевых фигур в истории Русской православной церкви, был уроженец мордовского дворцового села Вельдеманово Нижегородского уезда. Многочисленные архивные документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, повествуют обо всех этапах его жизненного пути. В 1613/14 г. писцом С. И. Языковым и подьячим Е. Евсеевым была составлена дозорная книга Нижегородского уезда, в которой имеется одна из ранних переписей жителей дворцового села Вельдеманово, среди которых были люди, знавшие будущего патриарха мальчиком еще до его ухода в Макарьевский Желтоводский монастырь.
Распространение православия в мордовском крае было длительным процессом. Очагами его проникновения в мордовский край стали монастыри, история возникновения которых уходит корнями еще в XVI век. Сначала в православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с большим числом крепостных. Но уже в конце XVII века распространение православия среди мордвы приняло массовый характер. В XVIII веке крестились целые деревни, причем новокрещены получали налоговые льготы. Стали создаваться миссионерские школы, началось использование мордовских языков для внедрения православия в мордовскую среду. Именно в результате деятельности Русской православной церкви в середине XVIII века произошло массовое обращение мордвы в христианство. С 1740 по 1762 г. православие приняло, по подсчетам историков, 67 580 человек из мордвы.
Христианизация мордвы способствовала ее дальнейшей интеграции с народами России, ее идеологической адаптации и возрастанию уровня комфортности существования в рамках империи. К концу XIX в. она была фактически завершена. По переписи 1897 г. 98,9% мордовского населения империи были православными, лишь 1,1% был зафиксирован как старообрядцы, лютеран, мусульман, язычников среди него не было.
Миссионерская политика привела к формированию религиозной интеллигенции из мордвы, которая использовала поддержку государства, преимущества образования и знание русского языка для артикуляции этнических интересов и для развития этнического сознания. Первые мордовские просветители, педагоги и ученые вышли из этой среды Авксентий /Арсений/ Юртов, Николай Барсов, Макар Евсевьев. Таким образом, православие, имея глубокие исторические корни, в мордовском крае срослось с душой мордовского народа, составляет одну из основ его творческого потенциала.
ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» располагает значительным объемом документов, касающихся деятельности Русской Православной церкви на территории Мордовии.