18 ноября 2016 г. исполняется 75 лет со дня рождения живописца, графика Валентина Алексеевича Попкова
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится личный фонд живописца, графика, лауреата Государственной премии Мордовской АССР (1972), заслуженного деятеля искусств МАССР (1975), заслуженного художника РСФСР (1979), народного художника МАССР (1987), лауреата Государственной премии Главы Республики Мордовия (2008) Валентина Алексеевича Попкова. В фонде представлены каталоги, альбомы выставок работ Попкова, книги отзывов, фотографии разных лет и документы биографического характера. Они раскрывают многогранный талант Валентина Алексеевича и членов его семьи: жены вышивальщицы Раисы Ивановны, сына художника Константина Валентиновича.
Будущий художник родился 18 ноября 1941 г. в с. Новая Карьга Краснослободского района МАССР. Его отец Алексей Константинович родился в 1914 г. в с. Енгалычево Карсунского уезда Симбирской губернии, ныне Дубенский район Республики Мордовия. Алексей Константинович был инженером МТС, поэтому семья много раз переезжала. Предки художника по линии матери Нины Федоровны родом из с. Макаровки. Валентин Алексеевич бережно хранил память о своих родителях, посвятив им ряд картин «Золотой вечер. Разговор. (Памяти отца Алексея Константиновича)» (1981), «Первым механизаторам Мордовии посвящаю. (Памяти отца Алексея Константиновича)» (1981), «Родина моей мамы» (1976), «Мама у окна» (1984), «Мама» (1990). Вскоре после рождения Валентина семья обосновалась в Саранске. О своем нелегком военном детстве Попков вспоминал: «Детство мое выпало на годы военные. И будоражат чувства и память рассказы родителей, ветеранов войны, переживших это суровое лихолетье…». В 70-80-е гг. художник посвятит этой теме ряд картин «Тревожное утро». Из серии «Военные годы» (1975), «В годы войны». Из серии «Военные годы» (1979), «Ожидание. Не вернувшимся с войны посвящается» (1985). Несмотря на трудности военных лет, в большой и дружной семье Попковых, воспитывающих семерых детей, царила сердечная и творческая атмосфера. В доме любили пение, устные рассказы. Валентину никто не мешал заниматься его любимым делом – рисованием. Сначала он учился в детской художественной школе в Саранске. С благодарностью художник вспоминал своих первых учителей – Б.И. Росленко-Риндзинко, П.Ф. Рябова, Л.С. Шанину-Трембачевскую.
В 1961 г. обучение было продолжено в Казанском художественном училище, которое он окончил в 1964 г. Именно в годы учебы в училище Попков начал искать свой индивидуальный путь в искусстве. По возвращении в Саранск Валентин Алексеевич устроился в детскую художественную школу. В эти годы он много работает, перенимает опыт у известных мордовских художников Ф.В. Сычкова, В.Д. Хрымова, Е.А. Ноздрина, А.А. Мухина, А.А. Родионова, Н.М. Обухова М.С. Шанина и др. Эти годы упорной работы позволили накопить необходимый профессиональный опыт и привели к успеху. В 1965 г. молодой художник участвует в Первой республиканской выставке акварели, представив 33 работы. Среди них: «Лодка у берега» (1965), «Нина» (1965), «Портрет девочки» (1965), «Яблоки» (1965), «Осень» (1965) и др. В книге отзывов по выставке находим много теплых слов в адрес молодого художника: «Его акварели подкупают тонкостью красочных сочетаний, свежестью и виртуозностью цветового решения». В 1966 г. Попков уже участвует во Всероссийской выставке молодых художников в Москве, а затем в зональной выставке «В едином строю».
Большую роль в становлении художника сыграл Дом творчества Союза художников СССР в Подмосковье. Начиная с 1970 г. более чем на десятилетие Валентин Алексеевич связал свою судьбу с работой на «Сенеже». Об этих годах он писал: «Становлением обязан творческой даче «Сенеж», где посчастливилось жить и работать с замечательными художниками Ю.П. Рейнером, И.П. Обросовым, А.А. Тутуновым, И.В. Шевандроновой, Н.П. Ерушевым, Т.В. Цигаль… Их высокое мастерство, неподкупная преданность служению искусству, огромная эрудиция обострили во мне нравственное начало, ответственность за свое дело, помогли разобраться в потоке информации в искусстве. Всегда было так: новое поколение училось у своих предшественников. Внутренняя потребность постоянного совершенствования свойственна художнику, нельзя творить в неведении того, что создано ранее. Сохраняя и продолжая традиции, изучая все лучшее, что создано человечеством в области изобразительного искусства, нужно сохранить и свое творческое лицо, свое восприятие жизни».
С годами формируется индивидуальная творческая манера художника. В каждой картине Валентина Алексеевича чувствуется интерес к человеческой личности, стремление к философским раздумьям, элементы монументальности формы и, вместе с тем, присутствует теплота отношения автора к своим героям.
Совсем молодым человеком Попков заявляет о себе, написав «Пчеловода Антона» (1967) и «Наших дедов» (1969). Темой стариков художнику «…страстно хотелось выразить свои лучшие чувства к этим людям, всмотреться в них. Ведь эти деды – наша основа. От них – сила и мудрость, они нам дали жизнь, они ее защищали и строили».
В 1970 г. Попков стал членом Союза художников СССР. Спустя год, в 1971 г., в Саранске открылась его первая персональная выставка, на которой экспонировалось 121 работа. Из них – 65 произведений живописи, 56 – графики.
Большое влияние на творческое развитие художника в 1970-х гг. оказали поездки за границу. В 1972 г. он принимал участие в Международном пленэре-симпозиуме в Польше, посвященном 500-летию со дня рождения Николая Коперника. Затем состоялось еще ряд творческих поездок – в 1974 и 1980 гг. в Чехословакию, а в 1977 и 1978 гг. – в Румынскую Народную Республику. Зарубежные поездки явились прекрасной творческой школой.
В 1978 г. Попков участвует во Всесоюзном плэнере в Вильнюсе. В этом же году за участие в международных выставках и пропаганду советского искусства Валентин Алексеевич награжден Дипломом Союза художников СССР. К тому времени его произведения увидели в Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР, ФРГ, Монголии, На Кубе и на Кипре. Он участвовал также в совместных советско-чехословацких и советско-немецких выставках, во всесоюзной выставке «Советские художники в братских странах социализма». О своих поездках в творческие командировки в Румынию в 1977 г. и 1978 г., в Польшу в 1980 г. художник живописно рассказал в заметках «Встреча на Карпатах», «Хорошая традиция» (В стране друзей), опубликованных в газете «Советская Мордовия».
В 1976 г. состоялось открытие первой персональной выставки Попкова в Москве, а через год она была показана в Ленинграде.
В творчестве В.А. Попкова совершенно естественно уживаются разнообразные жанры. В живописи он работает в жанрах тематической картины, портрета, натюрморта, пейзажа, интерьера, пишет акварелью. В оригинальной графике создает рисунки в различных техниках: в печатной – отдает предпочтение офорту и литографии.
Основная тема творчества Попкова – жизнь деревни в ее многообразных проявлениях. Этой теме посвящены картины «Весна» (1974), «Сельская свадьба» (1976), «На улице Теньгушева» (1976), «Лук сушат в Николаевке» (1976) и др.
В 1975 г. художник отправляется в творческую командировку в Сибирь. Полуторамесячное пребывание на строительстве БАМа оставило сильное впечатление, в результате появился триптих «БАМ», который был закончен в 1980 г.
Заметный след в творчестве Валентина Алексеевича оставило пребывание в подмосковном селе Прилуки в гостях у семейной пары – московских художников А.А. Тутунова и И.В. Шевандроновой. В 1976 г. была создана небольшая серия «Воспоминание о Прилуках».
Важное место в жизни и творчестве Попкова занимало нижегородское село Дьяково. Валентин Алексеевич искренно полюбил природу этого края и живших здесь супругов Ивана Герасимовича и Клавдию Николаевну Шамилиных. Более 30 полотен и десятки графических работ составили «дьяковский цикл»: «Весна Ивана Герасимовича» (1975), «Часы Ивана Герасимовича», «В старом доме» (1985), «Весенний закат. Дьяково» (1986), «Бирюзовая ночь в Дьякове» (1989), «Колокольчики на фоне Дьякова» (2002) и др. Кроме того, об этом селе и любимых стариках Шамилиных в 2000 г. Попков трогательно рассказал в цикле «Дьяковские зарисовки», опубликованных в книге под редакцией профессора А.А. Гагаева и профессора П.А. Гагаева «Философская и культурно-типическая антропология».
Глубокий интерес к человеческим характерам, стремление проникнуть в психологию привело к развитию в творчестве художника портрета как самостоятельного жанра. Валентин Алексеевич пишет только тех, кто ему близок, кого он хорошо знает и любит. Так была создана серия портретов «Друзей моих прекрасные черты», среди них: «Портрет офтальмолога В.А. Козырева» (1981), «Портрет композитора Г.Г. Вдовина» (1982), «Умарина. Портрет народной артистки РСФСР М.Н. Антоновой» (1987), «Музыка. Портрет семьи композитора С.Я. Терханова» (2001), графика «Раиса Попкова (Портрет жены художника)» (1984), «Костя» (1984), «М.М. Бахтин» (1995), «Автопортрет с кистью» (1997), «С.С. Конкин» (1998), «А.А. Мухин» (1998), «В.П. Акашкин» (1999) и др. В 1999 г. была открыта персональная выставка В.А. Попкова «Друзей моих прекрасные черты», посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. На ней экспонировались портреты художника. Искусствовед Т. Елисеева назвала эту серию портретов «…историей Мордовии в лицах».
Исследователи (Н.В. Холопова, Е.В. Голышенкова и др.) творческого наследия мастера подчеркивают глубокую философичность и высокую степень психологизма произведений художника. Особенно эти качества присущи картинам Попкова, созданным в конце 90-х–начале 2000-х гг.
В 1997 г. была написана картина «Молитва Пресвятой Богородице», в которой автор обращается к теме духовно-нравственного состояния человека. Художник видит лишь один путь спасения мира – обращение к вере и молитве. Картина «Полочка памяти» (2000) рассказывает нам о Душе как вместилище памяти. Центральное место на картине занимают распятие и икона. Художник подводит нас к мысли о том, что вера помогает сберечь память о прошлом и каждом человеке.
Валентин Алексеевич был человеком неравнодушным к истории. Известно, что он увлеченно занимался коллекционированием старинных самоваров, светильников, предметов мебели. Им было собрано около 70 самоваров, изготовленных в конце 19 века, которые он преподнес в дар музею С.Д. Эрьзи.
В.А. Попков скончался 16 ноября 2009 г., не дожив два дня до 68 лет.
На вечную память о В.А. Попкове потомках остались его произведения, хранящиеся в 15-ти музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева, Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого, Ульяновском областном художественном музее и др., а также в частных коллекциях в России и за рубежом.