Версия для слабовидящих
Глава Мордовии
Подписывайтесь
на Главу Мордовии
Одноклассники Телеграм Вконтакте
Мордовия в соцсетях
Одноклассники Вконтакте Rutube Viber Телеграм Дзен

Проект постановления Государственного Собрания Республики Мордовия «Об утверждении Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов Республики Мордовия»

Проект постановления Государственного Собрания Республики Мордовия «Об утверждении Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов Республики Мордовия»   разработан специалистами отдела законопроектной работы правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия. Заключения по проекту просьба направлять в Аппарат Государственного Собрания Республики Мордовия по адресу: 430002, г. Саранск, ул. Советская, 26 курьерским способом либо на электронный адрес: gsrm@e-mordovia.ru в течение трёх рабочих дней со дня его размещения в сети «Интернет».

Проект внесен

Комитетом  Государственного

Собрания Республики Мордовия

по законодательству и законности


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Об утверждении Методических рекомендаций

по юридико-техническому оформлению законопроектов

Республики Мордовия


1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов Республики Мордовия.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

Государственного Собрания

      Республики Мордовия                                           В.В.ЧИБИРКИН

г. Саранск

                         2023 года

№    

Утверждены

постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия

от                        2023 года №


 


                    

Методические рекомендации по юридико-техническому

оформлению  законопроектов Республики Мордовия

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению  законопроектов  Республики Мордовия (далее – Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №  10-З «О правовых актах Республики Мордовия», с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в целях организации работы по оформлению проектов законов Республики Мордовия, вносимых в  Государственное Собрание Республики Мордовия  в качестве законодательной инициативы (далее – законопроект).

2. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при работе по оформлению базового законопроекта, по внесению изменений в действующие законодательные акты, при признании законодательного акта и его структурных единиц утратившими силу, при подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

3. Целью Методических рекомендаций является повышение качества законодательных актов Республики Мордовия посредством соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и проектов постановлений Государственного Собрания Республики Мордовия, использовании средств, правил и приемов юридической техники.

Глава 2. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА

4. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро найти.

При внесении изменений в несколько законодательных актов для облегчения восприятия наименования закона в нем может быть определена тематика вносимых изменений либо указано, в связи с чем вносятся изменения (например, «О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия в сфере бюджетных правоотношений»).

5.  Наименование законопроекта печатается прописными (заглавными) буквами по центру страницы полужирным шрифтом Times New Roman, кегль 12, междустрочный пробел – один интервал.

6. После наименования законопроекта может быть преамбула. Преамбула   – самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и мотивы принятия.

Преамбула не должна содержать:

1) самостоятельные нормативные предписания;

2) деление на статьи;

3) ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

4) легальные дефиниции;

5) предмет регулирования законопроекта;

6) нумерацию.

Преамбула может подразделяться на абзацы. Пунктов, частей   преамбула не имеет. Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

7.  Законопроект печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14, междустрочный пробел, как правило, – полтора интервала.

Деление законопроекта на структурные единицы упрощает их использование, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Как правило, используются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

1) раздел; 

2) глава;

3) статья.

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы.

8. Раздел:

1) имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

2) имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим через полуторный интервал.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом, кегль 12.

Пример:

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.  Подраздел:

1) имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

2) имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы по центру страницы.

Наименование подраздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом, кегль 12, в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10. Глава:

1) нумеруется арабскими цифрами;

2) имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы по центру страницы.

Наименование главы печатается прописными буквами полужирным шрифтом, кегль 12, в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. ОБНАРОДОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

11.  Статья законопроекта:

1) является его основной структурной единицей;

2) имеет заголовок, который включает слово «статья» с прописной буквы, затем порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование статьи;

заголовки статей законов Республики Мордовия об изменении или о признании утратившими силу ранее принятых законов, о введении в действие законов Республики Мордовия, заголовки статей законов о республиканском бюджете Республики Мордовия, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Мордовия, об отчетах об исполнении указанных бюджетов, о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия, об изменении границ муниципальных образований Республики Мордовия, о преобразовании муниципальных образований Республики Мордовия, а также заголовки статей законов Республики Мордовия ненормативного характера могут не содержать наименований.

Примеры:

С т а т ь я 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. .... (пункт  1)

2. .... (пункт  2)

или

Статья 1

1. .... (пункт 1)

2. .... (пункт  2)

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

В случае, если статья имеет наименование, то каждая его новая строка печатается с красной строки, при этом начало красной строки определяется на уровне конца обозначения номера статьи. Обозначение статьи в данном случае печатается с разреженным интервалом между буквами.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Примеры:

  С т а т ь я  2. Правовое регулирование отношений

                        в сфере развития сельского хозяйства

или

  Статья 1

Внести в статью 8 Закона Республики Мордовия от 12 сентября 2013 года № 67-3 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия»…

Статья подразделяется на пункты.

Пункты статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Статьи или пункты статей могут подразделяться на:

части, образуемые одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения;

подпункты, пронумерованные арабскими цифрами либо обозначаемыми строчными буквами русского алфавита с круглой скобкой справа без точки.

Примеры:

С т а т ь я 1. Основные понятия

1. ....     (пункт  1)

2. ...:     (пункт  2)

1) ...;     (подпункт 1 пункта  2)

2) ....     (подпункт 2 пункта  2)

или

Статья 1

1. ....;     (пункт  1)

….;        (часть первая)

….          (часть вторая)

2. ...:       (пункт  2)

а) ...;       (подпункт «а» пункта 2)

б) ....       (подпункт «б» пункта 2)

Каждая структурная единица статьи должна иметь только свойственное ей обозначение.

В исключительных случаях пункты, подпункты и части статьи могут подразделяться на абзацы (как правило, не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление пунктов в статье законопроекта и на части, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление подпунктов в пунктах статьи и на части, и на абзацы, которые в тексте подпунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.

В случае если статья состоит из одного пункта, то пункт не обозначается цифрой.

Статья, содержащая основные понятия или термины, используемые в законодательном акте, должна строиться следующим образом:

С т а т ь я 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) ...;       (подпункт 1 статьи 1)

2) ....       (подпункт 2 статьи 1)

12. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Статьи таких законопроектов:

1) не имеют наименований;

2) в случае, если законодательным актом вносятся изменения в несколько законодательных актов, то отдельной статьей вносятся изменения в отдельный законодательный акт; в этом случае статья делится на пункты, номера пунктов выделяются полужирным шрифтом  (если изменения вносятся в две или более статей законодательного акта) или подпункты (если изменения вносятся в одну статью законодательного акта).

Примеры:

Статья 1

Внести в Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года № 54-З «О налоге на имущество организаций» (Известия Мордовии, 28 ноября 2003 года, № 180; 26 марта 2004 года, № 44-7; …) следующие изменения:

1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

2. Пункт 3 статьи 2 признать утратившим силу.

или

Статья 1

Внести в статью 3 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года № 54-З «О налоге на имущество организаций» (Известия Мордовии, 28 ноября 2003 года, № 180; 26 марта 2004 года, № 44-7; …) следующие изменения:

1) подпункт 5 пункта 2.3 изложить в следующей редакции:

…;

2) часть вторую пункта 3 после слов «…» дополнить словами «…»

или

Статья 1

Признать утратившими силу:

1) ...;        (подпункт 1)

2) ...;        (подпункт 2)

3) ....        (подпункт 3)

13. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию статей, глав, разделов законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию пунктов статей, нумерацию и буквенное обозначение подпунктов статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию статей, глав, разделов (например, последней была глава 5 – дополнить главой 6; последней была статья 7 – дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4; в пункте статьи последним подпунктом был подпункт 3 – дополнить подпунктом 4 и т. д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми через точку с основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, пункт  2.1, подпункт 3.3, подпункт «б.1»).

Пример:

Статья 2

Внести в Закон Республики Мордовия  от ... № ... «О ...» (Известия Мордовии, …года, № …)  следующие изменения:

1. Дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

«Статья 3.1. ...

1. ....

2. ....».

2. В статье 10:

1) пункт 2 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) ...;»;

2) в пункте 3 слова «…» исключить.

Раздел, глава, статья и ее структурные единицы (пункт, подпункт) при признании их утратившими силу участвуют в подсчете структурных единиц законодательного акта (статьи) при последующем внесении изменений в данный законодательный акт и его структурную единицу.

Части и абзацы, признанные утратившими силу или исключенные, при подсчете не учитываются.

При признании статьи (её пункта, подпункта), главы, раздела утратившими силу место этой статьи (её пункта, подпункта), главы, раздела в структуре законодательного акта сохраняется и не заменяется другими структурными единицами. При дополнении законодательного акта новыми статьей, главой, разделом употребляется принятое для этой структурной единицы обозначение с дополнительными цифрами, помещаемыми через точку с основными цифровыми обозначениями.

К примеру, если статья 12 Закона Республики Мордовия признана утратившей силу, Закон Республики Мордовия следует дополнять статьей 12.1.

14. В статьях о вступлении в силу законопроектов применяется словосочетание «вступает в силу».

Понятие «введение в действие» употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный закон о введении в действие может приниматься только в отношении кодексов.

Если предполагается, что законодательный акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, следует использовать конкретный день вступления в силу законодательного акта, формулировка «вступает в силу не позднее...» недопустима.

15. Включение в законопроект сносок и примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и законопроекту в целом, как правило, не допускается.

Сноски и примечания могут быть к таблицам, графикам, схемам, чертежам, рисункам, картам, являющимся неотъемлемой составной частью законопроекта и оформленным, как правило, в виде приложений к нему.

16. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т. д.

Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак № также не указывается.

Пример:

Согласно приложению 4 к настоящему Закону…

Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта. Печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14, выравнивание по левому краю, междустрочный интервал 1.

Примеры: Приложение к Закону Республики Мордовия «О ...» или Приложение 2 к Закону Республики Мордовия «О ...»

Наименование приложения располагается по центру страницы, печатается с прописной буквы, не выделяется полужирным шрифтом, печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14, междустрочный пробел – один интервал.

Если в приложение вносится несколько изменений, затрудняющих определение того, что конкретно подлежит изменению в приложении (строка, позиция и т. д.), или вносятся существенные изменения, или в приложение неоднократно вносились изменения, которые затрудняют применение приложения, то приложение следует изложить в новой редакции.

Под существенными изменениями, влекущими необходимость представления новой редакции приложения, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний приложения.

Глава 3. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК

17. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.

18. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.

Пример:

в соответствии с Законом Республики Мордовия от 5 декабря 2022 года № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия»

19. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт (подзаконный правовой акт) при первом его упоминании применяется следующая формулировка:

в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон «О политических партиях»)

или

в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон).

20.  При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках – вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.

Пример:

в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ).

21. Ссылки на Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Мордовия оформляются следующим образом:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации;

в соответствии со статьей 31 Конституции Республики Мордовия

или в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Конституции Республики Мордовия.

22. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Пример:

в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации

23. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

24. При необходимости сделать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу указывается данная конкретная единица (начиная с наименьшей).

Пример:

регулируются пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 13 июня 2012 года № 42-З «О выборах Главы Республики Мордовия»

25. Обозначения разделов, глав, статей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.

Примеры:

подпункт «а.2» пункта 2 статьи 5;

подпункт «в» пункта 1 статьи 5;

глава 5;

разделы III и IV

При внесении изменения в структурные единицы, не имеющие номеров, они указываются словами.

Пример:

Внести в часть вторую статьи 5 Закона Республики Мордовия «О ...»

26. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

Пример:

абзац второй пункта 1 статьи 1

При этом счет абзацев начинается с первого абзаца каждой структурной единицы.

27. Ссылки на структурные единицы этого же законодательного акта оформляются следующим образом:

содержащиеся в главе 3 настоящего Закона;

в соответствии с частью первой статьи 5 настоящего Закона;

в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

в соответствии с частью второй пункта 2.1 статьи 5 настоящего Закона;

в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 5 настоящего Закона;

регулируется подпунктом «б» пункта 2 статьи 5 настоящего Закона

28. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Республики Мордовия).

29. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Глава 4. ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ      

ИСТОЧНИКОВ ОПУБЛИКОВАНИЯ

30. В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются:

«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru);

газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования, а в случае, предусмотренном частью второй пункта 5 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №  10-З «О правовых актах Республики Мордовия»,  –  в «Ведомостях Государственного Собрания Республики Мордовия».

В случае, если в один день впервые опубликован полный текст правового акта Республики Мордовия в двух и более из указанных источников официального опубликования, то первой считается публикация в газете «Известия Мордовии».

31.  Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт (его структурная единица) признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования.

Пример:

Статья 1

Внести в Закон Республики Мордовия от 30 октября 2008 года № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 31 октября 2008 года, № 166-31; 14 июля 2009 года, № 101-26; 25 ноября 2010 года, № 177-55; 8 сентября 2011 года, № 135-47; 30 августа 2012 года, № 131-48; 17 апреля 2015 года, № 41-19; 29 марта 2016 года, № 32-15; 25 декабря 2017 года, № 144-63; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 26 ноября, № 1300202111260002) следующие изменения:

32. При внесении изменений в законодательный акт (в том числе при внесении изменений в наименование законодательного акта, дополнении новым разделом, главой статьей, внесении изменений в отдельные структурные единицы законодательного акта) указываются:

1) источник официального опубликования законодательного акта;

2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);

3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.

33. При внесении изменений в законодательный акт, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также официальный источник опубликования законодательного акта, признавшего данный законодательный акт утратившим силу.

34.  При приостановлении действия законодательного акта или признании его утратившим силу (его структурной единицы) указываются следующие источники официального опубликования:

1) источник официального опубликования законодательного акта;

2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);

 3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.

 

Глава 5. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

35.   Внесением изменений считается:

1) замена слов, цифр;

2) исключение слов, цифр, предложений;

3) исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;

4) новая редакция структурной единицы законодательного акта;

5) дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

6) дополнение структурными единицами законодательного акта;

7) признание структурной единицы утратившей силу;

8) приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;

9) продление действия законодательного акта или его структурных единиц.

Необходимо учитывать, что исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц законодательного акта, тогда как структурные единицы законодательного акта (разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.

36.  Если законодательный акт (его структурные единицы) не вступил(и) в силу, но потерял(и) свое значение, то его структурные единицы не могут признаваться утратившими силу, а подлежат исключению.

Если необходимость в законодательном акте отпала, но он еще не вступил в силу, применяется термин «отменить».

37.  Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственного Собрания Республики Мордовия следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.

Если законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, содержит статьи о внесении изменений в действующие законодательные акты, то наименование законопроекта должно содержать слова «и внесении изменений (изменения) в Закон Республики Мордовия (в отдельные законодательные акты Республики Мордовия)».

Пример:

«О регулировании отдельных вопросов в области градостроительной деятельности на территории Республики Мордовия и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Мордовия»

или

«О реорганизации, упразднении, создании судебных участков и должностей мировых судей Республики Мордовия и внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия»

38. Внесение изменений в несколько законодательных актов (два и более) оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями. Наименование такого законопроекта излагается следующим образом (примеры):

«О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия»

или

 «О внесении изменений в отдельные законы Республики Мордовия

или

«О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия в части порядка осуществления отдельных полномочий Государственным Собранием Республики Мордовия»

Примеры изложения статей:

Статья 1

Внести в статью 5 Закона Республики Мордовия  от ... № ... «...» (Известия Мордовии, …. года, № …; …)  следующие изменения:

1) ...;

2) ....

Статья 2

Внести в Закон Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии,  …. года, № …; …)  следующие изменения:

1. В статье 5 слова «…» исключить.

2. В статье 10:

1) пункт 2 признать утратившим силу;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. … .».

39.  При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу структурных единиц законодательного акта должны быть изложены последовательно (постатейно).

Пример:

Статья 1

Внести в Закон Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии,  …. года, № …; …)  следующие изменения:

1. В статье 1 слова «...» заменить словами «...».

2. Часть первую статьи 2 дополнить словами «...».

3. В пункте 2 статьи 3 слова «...» исключить.

4. Статью 4 признать утратившей силу.

5. Часть первую статьи 5 изложить в следующей редакции:

«... .».

6. В статье 6 слова «...» заменить словами «...».

40. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.

Пример:

Внести в Закон Республики Мордовия от 17 мая 2018 года № 47-З «О преобразовании Верхнеурледимского и Палаевского сельских поселений Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Верхнеурледимского и Палаевского сельсоветов Рузаевского района Республики Мордовия и о внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 18 мая 2018 года, № 51-23) изменение, изложив статью….

41. Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются:

1) источник официального опубликования законодательного акта;

2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции;

 3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.

 

При внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия учитываются следующие особенности:

1) дата подписания и регистрационный номер не указываются;

2) в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» изменения принимаются в форме поправок, что отражается в наименовании законопроекта.

Пример:

Закон Республики Мордовия «О поправке к Конституции Республики Мордовия»

или

     

Закон Республики Мордовия «О поправке к Конституции Республики Мордовия по вопросам регулирования отдельных вопросов …»

Статья 1

Внести в Конституцию Республики Мордовия (Известия Мордовии, 22 сентября 1995 года, № 180; 16 марта 2011 года, № 36-11; 13 июня 2012 года, № 85-30; 21 февраля 2013 года, № 26-9; 6 марта 2014 года, № 32-13; 16 июня 2015 года, № 64-29; 4 сентября 2015 года, № 99-43; 23 декабря 2015 года, № 145-65; 1 июля 2017 года, № 70-31; 25 декабря 2017 года, № 144-63, официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 17 сентября, № 1300202009170003; Известия Мордовии, 12 марта 2021 года, № 25; 28 декабря 2021 года, № 144-66; 1 июня 2022 года, № 58-24) следующие изменения: …

42. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеется ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурными единицами законодательного акта, признание структурных единиц законодательного акта утратившими силу, наименование законодательного акта всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

Примеры: «О внесении изменения в Закон Республики Мордовия «...» или «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «...» или «О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия»

43. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта следует конкретизировать.

Пример:

«О внесении изменений в статьи 3 и 10 Закона Республики Мордовия

«О физической культуре и спорте в Республике Мордовия»

44. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.

45.  Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.

При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.

46.  Если законопроектом предлагается изложить в новой редакции две и более последовательно расположенные статьи либо две или более последовательно расположенные структурные единицы статьи, то наименование и текст законопроекта должны содержать слово «изменение» в единственном числе.

Пример:

«О внесении изменения в статьи 1 и 2 Закона Республики Мордовия

 «О статусе депутата Государственного Собрания

Республики Мордовия»

Статья 1

Внести в статьи 1 и 2 Закона Республики Мордовия от …  № … «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия»  (Известия Мордовии,    …. года,  № …) изменение, изложив их в следующей редакции…

47. Если законопроектом предлагается дополнить структурную единицу статьи законодательного акта двумя и более последовательно расположенными структурными единицами статьи, то наименование и текст законопроекта должны содержать слово «изменение» в единственном числе.

Пример:

«О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Мордовия

«О бюджетном процессе в Республики Мордовия»

Статья 1

Внести в статью 11 Закона Республики Мордовия «О бюджетном процессе в Республике Мордовия» (Известия Мордовии,    …. года,  № …)  изменение, дополнив ее пунктами 2.1-2.3 следующего содержания…

48. Если в статье или ее структурной единице исключаются слова или цифры и другие изменения в законодательный акт не вносятся, то наименование и текст законопроекта должны содержать слово «изменение» также в единственном числе.

Пример:

«О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Мордовия

 «О государственной поддержке национально-культурных автономий»

Внести в статью 2 Закона Республики Мордовия от … № … «О государственной поддержке национально-культурных автономий» (Известия Мордовии, …года, №…; …) следующее изменение:

в абзаце третьем слово «…» и слова «…..» исключить

49.  При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.

50. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

51. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно статей, глав, разделов, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел законодательного акта.

Пример:

Внести в Закон Республики Мордовия от ... № .... «...» (Известия Мордовии, … года, №…)  изменение, дополнив главу 1 статьей 14.1 следующего содержания:

52. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слова или слов с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.

Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:

Примеры:

Внести в статью 10 Закона Республики Мордовия от .... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…) изменение, заменив по тексту  слова «...» словами «...»

или

Внести в пункт 1  статьи 10 Закона Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…)  изменение, дополнив его по тексту после слов «...» словами «...»

53.  Если в статье законодательного акта или ее структурной единице необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, либо в разных числах, но в одном падеже, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется формулировка «в соответствующих числе и падеже».

Примеры:

В статье 10 Закона Республики Мордовия от ... №. .. «...» (Известия Мордовии, … года, №…)  слова «(слова указываются в именительном падеже единственного числа)» в соответствующих числе и падеже заменить словами «(слова указываются в именительном падеже единственного числа)» в соответствующих числе и падеже

или

В статье 10 Закона Республики Мордовия  от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…)  слова «(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)» в соответствующем падеже заменить словами «(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)» в соответствующем падеже

54. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

Примеры:

Внести в часть первую статьи 7 Закона Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…) изменение, дополнив ее предложением следующего содержания: «...»

или

Внести в подпункт «в» пункта 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…) изменение, заменив слова «...» словами «...»

55.  При внесении дополнений в статью, пункт, подпункт, часть, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

Пример:

статью 1 после слов «...» дополнить словами «...»

56. Если структурная единица статьи законодательного акта дополняется словами и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

Пример:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами «...»

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

57. Внесение нескольких изменений в одну структурную единицу законодательного акта (статью, часть или пункт статьи) оформляется одним пунктом.

Пример:

1. В статье 3:

1) в абзаце втором пункта 1 слова «от трехсот до пятисот рублей» заменить словами «от двух тысяч до пяти тысяч рублей»;

2) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. ....»;

3) пункт 3 признать утратившим силу.

2. Статью 4 признать утратившей силу

или



1. В статье 3.2:

а) в абзаце втором пункта 1 слова «от трехсот до пятисот рублей» заменить словами «от двух тысяч до пяти тысяч рублей»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. ...»;

в) в пункте 3:

части первую и вторую признать утратившими силу;

часть третью после слов «Избирательная комиссия» дополнить словами «Республики Мордовия».

2. Статью 4 признать утратившей силу.

58. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы законодательного акта оформляется следующим образом:

Пример:

Статья 1

Внести в Закон Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…)  следующие изменения:

1. В статье 2:

в пункте 1 слова «...» заменить словами «...»;

пункт 2 после слов «...» дополнить словами «...»;

пункт 3 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) ....»;

2. Второе предложение части второй пункта 2 статьи 3 исключить;

3. Статью 4 изложить в следующей редакции:

«С т а т ь я 4. ....».

59.  При дополнении статьи законодательного акта пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить в конце статьи, пункта соответственно, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.

Примеры:

статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. ....»;

пункт 5 статьи 6 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) ....»;

пункт 3 статьи 7 дополнить частью пятой  следующего содержания:

«....»;

часть вторую пункта 2 статьи 12 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«....».

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).

60. Если в тесте законодательного акта структурная единица статьи обозначена как пункт статьи, то при дальнейшем внесении изменений в этот законодательный акт следует использовать именно такое обозначение этой структурной единицы статьи.

61.  В целях сохранения структуры статьи:

1) дополнение новыми частями и абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;

2)  при необходимости между уже имеющимися частями и абзацами включить новые часть или абзац дается новая редакция того структурного элемента правового акта, к которому относятся часть или абзац.

Части и абзацы, признанные утратившими силу или исключенные, при подсчете не учитываются.

Пример:

пункт 3 статьи 3 Закона Республики Мордовия от… года № … «...» дополнить абзацем следующего содержания:

«...».

62.  Внесение значительного числа изменений в законодательный акт может осуществляться путем принятия его в новой редакции.

 При внесении изменений в законодательный акт Республики Мордовия путем принятия его в новой редакции не допускается изменение наименования законодательного акта.

Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:

1) необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

2) необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

3) сохраняется значение только отдельных структурных единиц законодательного акта, причем частично;

4) необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

63.  Структурная единица законодательного акта (статья, пункт, подпункт, часть, абзац) излагается в новой редакции в случаях, если:

1) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу. Под существенными изменениями, влекущими необходимость новой редакции структурной единицы, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний данной структурной единицы;

2) неоднократно (два и более раза) вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.

64.  Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

65.  При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:

Пример:

Внести в статью 16 Закона Республики Мордовия от ... № ... «...» (Известия Мордовии, … года, №…)   изменение, изложив ее в следующей редакции:

«С т а т ь я 16. ....».

В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:

«О внесении изменения в статью 16 Закона Республики Мордовия «…»

66.  При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законопроекта, а не является приложением к нему.

Пример:

1. В статье 1 слова «...» заменить словами «...»;

2. Приложение 2 изложить в следующей редакции:

                                                                      «Приложение 2 к Закону Республики Мордовия «...»

Внесение любых изменений в приложение также включается в текст изменяющего законопроекта.

В случае если изменения вносятся только в приложение к законодательному акту, то изменяющий законопроект называется «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О ...» или «О внесении изменения в Закон Республики Мордовия «О ...».

67.  При необходимости дополнить законодательный акт новым приложением текст нового приложения включается в текст изменяющего законопроекта, а не является приложением к нему.

Пример:

1. В статье 1 слова «...» заменить словами «...».

2. Дополнить приложением 2 следующего содержания:

                                                                      «Приложение 2 к Закону Республики Мордовия  «...»

68.  При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».

Пример:

цифры «12, 14, 125» заменить цифрами «13, 15, 126»

Если при изменении цифр возникает необходимость их указания со знаком «№», то также употребляется термин «цифры».

Пример:

цифры «№ 123, 280–281» заменить цифрами «№ 124, 282–283».

69. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».

Пример:

слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»

70. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.

Пример:

«О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О ...»

и признании утратившими силу некоторых законов

Республики Мордовия»

Глава 6. ПРИЗНАНИЕ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И ИХ СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

71.  Если законопроектом признается утратившим силу законодательный акт, его структурная единица и данный законопроект не содержит изменений в этот законодательный акт, то наименование законопроекта должно содержать слова «О признании утратившим силу» или «О признании утратившей силу».

Примеры:

«О признании утратившим силу Закона Республики Мордовия «О ...»

или

«О признании утратившей силу части первой статьи 1 Закона

Республики Мордовия «О ...»

или

«О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1

Закона Республики Мордовия «О ...»

или

«О признании утратившим силу абзаца первого пункта 2

статьи 1 Закона Республики Мордовия «О...»

72. Текст законопроекта должен содержать также слова «Признать утратившим силу» или «Признать утратившей силу».

Примеры:

Признать утратившей силу часть первую статьи 1 Закона Республики Мордовия «О ...»

или

Признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия «О ...»

или

Признать утратившим силу абзац первый пункта 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия «О ...»

73. Если признаются утратившими силу два и более абзаца, две и более части, два и более подпункта, пункта статей законодательного акта, то законопроект должен быть оформлен следующим образом:

«О признании утратившими силу некоторых положений Закона

Республики Мордовия «О ...»

Признать утратившими силу пункты 3, 4, 12–15 статьи 38, часть вторую статьи 43 Закона Республики Мордовия «О ...»

74.  В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:

1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения;

Пример:

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Мордовия от 8 июля 2020 года № № 144 «О ...» (Известия Мордовии, … года, № …);

2) пункт 39 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 21 марта 2002 года № 31 «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О …» (Известия Мордовии, … года, № …)

2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы. При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения;

Пример:

Признать утратившими силу:

Закон Республики Мордовия от 28 ноября 2005 года № 75-З «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 29 ноября 2005 года, № 177-21);

Закон Республики Мордовия от 9 июля 2007 года № 72-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 12 июля 2007 года, № 103-24);

Закон Республики Мордовия от 30 сентября 2008 года № 86-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 7 октября 2008 года, № 151-27);

статью 1 Закона Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 72-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 13 октября 2009 года, № 153-37);

Закон Республики Мордовия от 28 февраля 2012 года № 5-З «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Мордовия «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 29 февраля 2012 года, № 29-9)

3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).

Пример:

статью 1 Закона Республики Мордовия от ... № ... «...» в части сроков предоставления бюджетных средств.

75. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.

76. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.

77. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.

78.  Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения (например, признать утратившим силу Закон Республики Мордовия от 28 ноября 2005 года № 75-З «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Мордовия»  и все законодательные акты, вносившие в него изменения»), не допускается.

79. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются подпунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).

80. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.

81. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.

82. При признании утратившей силу неотделимой части законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.

83.  При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:

1) данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования законодательного акта, которым структурная единица была дополнена;

2) структурная единица законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.

84. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.

85.  Дату, с которой будут признаны утратившими силу законодательные акты (их структурные единицы), следует указывать в статье законопроекта о вступлении в силу законодательного акта.

Пример:

Статья 3

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением статьи 2 настоящего Закона.

2. Статья 2 настоящего Закона вступает в силу с 1 июля 2012 года.

86.  Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью.

87.  Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.

88.  В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.

89.  В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.

90.  Если подлежащий признанию утратившим силу пункт (часть) или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт (часть) или эта статья, а приложение отдельно не указывается, вместе с тем оно тоже считается утратившим силу.

91. Признаваемые утратившими силу структурные единицы законодательного акта в обязательном порядке должны быть перечислены. Применение формулировки «за исключением статей» не допускается.

92.  Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.

93.  Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.

Если нет необходимости признавать утратившим силу приложение, то не допустимо признавать утратившей силу структурную единицу, которой утверждено приложение.

Глава 7. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩИХ

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

94.  Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, а также законопроекты, которыми вносятся изменения в действующие акты, оформляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законодательных актов или признание законодательного акта утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

95.  В отношении ранее принятых законодательных актов, частично отвечающих положениям настоящих Методических рекомендаций, последние применяются в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания законодательного акта (например, без учета разработанной настоящими Методическими рекомендациями структуры статьи).

При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах. Такое исключение применяется на период действия законодательных актов, которые приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций и не отвечают их положениям.

96. Рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями в части оформления проектов постановлений Государственного Собрания Республики Мордовия и проектов распоряжений Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия.

 

Пояснительная записка

к проекту   постановления Государственного Собрания Республики Мордовия  «Об утверждении Методических рекомендаций  по юридико-техническому оформлению законопроектов  Республики Мордовия»   

Проект постановления Государственного Собрания Республики Мордовия  «Об утверждении Методических рекомендаций  по юридико-техническому оформлению законопроектов  Республики Мордовия»  (далее – проект постановления) внесен на рассмотрение Государственного Собрания Республики Мордовия Комитетом  Государственного Собрания Республики Мордовия по законодательству и законности в целях упорядочения работы по подготовке проектов законодательных актов Республики Мордовия, повышения качества законодательных актов Республики Мордовия посредством соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и проектов постановлений Государственного Собрания Республики Мордовия, использовании средств, правил и приемов юридической техники.

Проект постановления разработан специалистами отдела законопроектной работы правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия (т. 8 8342 47 11 38).

Принятие проекта постановления не потребует увеличения расходной части республиканского бюджета Республики Мордовия. Проект постановления размещен на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 22 сентября  2023 года. 



Пояснительная записка.docx
Проект методических рекомендаций.docx
Информация для опубликования.docx

У вас недостаточно прав для написания комментариев.

Авторизуйтесь пожалуйста.

Войти через
Госуслуги