Версия для слабовидящих
Глава Мордовии
Подписывайтесь
на Главу Мордовии
Одноклассники Телеграм Вконтакте
Мордовия в соцсетях
Одноклассники Вконтакте Rutube Viber Телеграм Дзен

Проект Закона Республики Мордовия «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

проект

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


«О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Принят Государственным Собранием

Республики Мордовия 2022 года


Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» наряду с дополнительными гарантиями прав на жилое помещение, предусмотренными статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления на основании жилищного сертификата единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Мордовия (далее – Список).

2. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включенным в список, достигшим возраста 23 лет, в случаях, если они трудоустроены более одного года и имеют совместно проживающего с ним ребенка (детей), в том числе, усыновленных (удочеренных), по их письменному заявлению предоставляется (выдается) государственный жилищный сертификат Республики Мордовия на однократное получение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность (далее соответственно – жилищный сертификат, социальная выплата) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Республики Мордовия на соответствующий финансовый год.


Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Жилищный сертификат – именной документ, удостоверяющий право лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - заявитель), на предоставление за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социальной выплаты в размере, определяемом в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, для приобретения жилого помещения в собственность.

Жилищный сертификат не является ценной бумагой, предоставляется однократно и не подлежит передаче третьим лицам.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются
в тех же значениях, что и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Статья 3. Получатели социальной выплаты

1. Получателями социальной выплаты являются заявители, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие место жительства в Республике Мордовия, при условии отсутствия принятого в отношении них решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – специализированный жилищный фонд для детей-сирот).

Граждане, в отношении которых вступило в законную силу решение суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, имеют право на получение социальной выплаты при наличии вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

Жилищный сертификат не предоставляется лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, реализовавшим свое право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями в соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З «Об обеспечении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

2. Социальная выплата предоставляется гражданам при наличии следующих условий на дату обращения за указанной выплатой:

1) гражданин не находится в местах лишения свободы по приговору суда, не находится на принудительном лечении по решению суда, в отношении него не применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

2) гражданин не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

3) гражданин не является признанным недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившего в законную силу;

4) гражданин не имеет задолженности по налогам и сборам на дату не ранее 3 месяцев до подачи заявления;

5) у заявителя отсутствует задолженность по алиментным обязательствам на дату не ранее 3 месяцев до подачи заявления.


Статья 4. Выдача жилищного сертификата

1. Жилищный сертификат выдается на основании заявления о выдаче жилищного сертификата (далее – заявление) исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования (далее – уполномоченный орган) до 30 июня текущего года.

Срок действия сертификата составляет один год со дня его выдачи.

Жилищный сертификат, нереализованный в указанный в части второй настоящего пункта срок, подлежит возврату в уполномоченный орган по выдаче жилищного сертификата.

Получатель социальной выплаты, не использовавший сертификат в течение срока его действия, имеет право на повторное обращение за его получением.

2. Порядок реализации жилищного сертификата, в том числе перечень необходимых документов, сроки рассмотрения заявления, основания принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче жилищного сертификата, а также форма жилищного сертификата устанавливаются Правительством Республики Мордовия с учетом положений настоящего Закона.


Статья 5. Предоставление социальной выплаты

1. Предоставление социальной выплаты на основании жилищного сертификата осуществляется уполномоченным органом.

2. Жилое помещение, приобретаемое с использованием социальной выплаты, должно соответствовать следующим требованиям:

1) находиться на территории Республики Мордовия;

2) общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 33 квадратных метров – для одиноко проживающего получателя жилищного сертификата;

3) площадь жилого помещения, соответствующая доле получателя жилищного сертификата в праве общей собственности на такое жилое помещение, должна составлять не менее 33 квадратных метров – в случае если жилое помещение приобретается в общую собственность получателя жилищного сертификата и членов его семьи (супруга (супруги) и (или) детей);

4) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания, жилое помещение не должно располагаться в многоквартирном доме, доме блокированной застройки или жилом доме, расположенном на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории;

5) жилое помещение не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в жилом доме, признанном непригодным для проживания, или многоквартирном доме, признанном непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

6) жилое помещение не должно находиться в собственности у супруга (супруги), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев (сестер), двоюродных братьев (сестер), дедушек (бабушек), дяди (тети) получателя жилищного сертификата.

3. Уполномоченный орган по выдаче жилищного сертификата осуществляет безналичное перечисление денежных средств в размере социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, на расчетный счет продавца жилого помещения, указанный в договоре купли-продажи жилого помещения, приобретаемого за счет средств жилищного сертификата.

4. Получатель жилищного сертификата при приобретении жилого помещения вправе использовать собственные средства, и (или) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, а также средства иной государственной поддержки в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия порядке.

Доля получателя жилищного сертификата в праве общей собственности на жилое помещение при использовании средств (части средств) материнского (семейного) капитала не должна быть менее нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной частью 2 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»

5. Жилищный сертификат считается реализованным со дня государственной регистрации права собственности получателя жилищного сертификата на жилое помещение, приобретенное с использованием средств жилищного сертификата.

6. Получатель жилищного сертификата, право собственности которого на жилое помещение, приобретенное с использованием средств жилищного сертификата, зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исключается из списка по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. В случае повторного включения заявителя в Список социальная выплата подлежит возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.

8. Ответственность за приобретение жилого помещения, соответствующего предъявляемым требованиям, установленным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона, заявители несут самостоятельно.

9. Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на приобретаемое по жилищному сертификату жилое помещение, несет получатель жилищного сертификата.


Статья 6. Размер социальной выплаты

1. Размер социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, рассчитывается уполномоченным органом по выдаче жилищного сертификата исходя из:

социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина в размере 33 квадратных метра;

средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Мордовия, установленной Правительством Республики Мордовия.

Размер социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, является неизменным на весь срок действия такого жилищного сертификата.

2. Средства социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, перечисляются в размере социальной выплаты, указанном в жилищном сертификате, в случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает или равна размеру социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом.

3. Средства социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, перечисляются в размере стоимости жилого помещения, указанном в договоре купли-продажи жилого помещения, приобретаемого за счет средств жилищного сертификата, в случае если стоимость приобретаемого жилого помещения меньше размера социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом. 


Статья 7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением социальной выплаты

Финансирование расходов, связанных с реализацией положений настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Республики Мордовия о республиканском бюджете
на соответствующий финансовый год и плановый период.


Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2023 года.


Глава Республики Мордовия А.А. Здунов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Республики Мордовия «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Законопроект устанавливает для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Мордовия (далее – дети-сироты), дополнительную меру социальной поддержки, определяет порядок и условия выдачи именного документа, удостоверяющего право на предоставление за счет средств республиканского бюджета выплаты в установленном региональным правительством размере на оплату полной или частичной стоимости приобретаемого жилья.

Обеспечение жильём детей-сирот в Республике Мордовия осуществляется на основании Закона Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З (ред. от 27.12.2021) «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»

Данный вопрос длительное время находится на особом контроле прокуратуры Республики Мордовия.

Право указанной категории граждан на получение жилого помещения подлежит реализации по достижении возраста 18 лет, при этом, отсутствие надлежащего финансирования органами государственно власти субъектов Российской Федерации расходов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не может являться основанием для отказа в обеспечении этого права.

Ежегодно на эти указанные цели из бюджета республики выделяются средства в значительно меньшем объеме, чем в других субъектах Приволжского федерального округа, где на соответствующем учете состоит аналогичное количество детей-сирот.

Так, например, в прошлом году расходы регионального бюджета на формирование спецжилфонда в Республике Марий Эл составили 167,8 млн. рублей, в Чувашской Республике – 251 млн. руб., в Пензенской области – 279 млн. руб.

В то же время, Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетное финансирование данных расходов на текущий год утверждено в сумме 53 726,6 тыс. руб., из них республиканские средства – 7 891,6 тыс. руб., которые в текущем году увеличены до 77,8 млн. руб.

По состоянию на 01 октября 2022 года в республиканском списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, состоит 1186 человек, количество указанных лиц увеличивается ежегодно в среднем на 114 человек и для обеспечения их жилыми помещениями необходимо более 2,1 млрд. рублей.

Ненадлежащее финансирование расходов республиканского бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот создает социальную напряженность и влечет увеличение количества поступающих обращений по этому вопросу, в том числе, через депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и средства массовой информации.

С целью частичного решения имеющейся проблемы разработан проект Закона Республики Мордовия «О дополнительной социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий проект определяет порядок и условия предоставления лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З (ред. от 27.12.2021) «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» именного документа, удостоверяющего право на предоставление за счет средств республиканского бюджета выплаты в установленном региональным правительством размере на оплату полной или частичной стоимости приобретаемого жилья.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе Удмуртская республика, Чеченская республика, Алтайский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Красноярский край, Кемеровская область, Амурская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Псковская область, Тамбовская область и др.) приняты
и реализуются региональные законы, подзаконные правовые акты, предусматривающие возможность обеспечения жильем детей-сирот, путем предоставления жилищных сертификатов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расширение аналогичных форм и механизмов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Республике Мордовия направлено на снижение накопившейся очереди, а также на сокращение сроков предоставления жилых помещений уже совершеннолетним и социально адаптированным гражданам, а также предоставление им возможности улучшения своих жилищных условий на всей территории Российской Федерации.

При этом законопроектом установлено, что получатель жилищного сертификата, право собственности которого на жилое помещение, приобретенное с использованием средств жилищного сертификата, зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исключается из списка в связи с утратой ими оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Также законопроектом закреплен механизм возврата социальной выплаты в республиканский бюджет в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия, в случае повторного включения заявителя в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Мордовия.

Реализация принимаемых обязательств по социальным выплатам предусматривает распределение средств республиканского бюджета в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» и обуславливает детализацию подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Республике Мордовия».

Законопроектом устанавливается право на социальную выплату лицам, достигшим возраста 23 года, которые относятся к категории детей-сирот при соблюдении определенных условий: осуществление трудовой деятельности на основании трудового договора (служебного контракта); наличие совместно проживающего с ним ребенка (детей), в том числе, усыновленных (удочеренных); отсутствие принятого в отношении них решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие задолженности по налогам и сборам и по алиментным обязательствам.

Граждане, в отношении которых вступило в законную силу решение суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, имеют право на получение социальной выплаты при наличии вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

Согласно информации Министерства образования Республики Мордовия, условиям предоставления социальной выплаты в виде жилищного сертификата в 2022 году соответствует 91 лицо, достигшее возраста 23 лет, трудоустроенное более 1 года и имеющее совместно проживающего ребенка (детей), у которых отсутствует судебный спор или решение суда об обеспечении жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Размер площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 33 квадратных метров.

Таким образом, размер социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, рассчитывается исходя из расчета стоимости 1 кв.м, утвержденного Правительством Республики Мордовия на III квартал 2022 года (62 694 руб.), норматива общей площади жилых помещений 33 кв.м. и составит 2 068,9 тыс. руб.

Ряд граждан указанной категории, имея собственные средства и дополнительно получив по сертификату средства республиканского бюджета, получат реальную возможность приобрести жилое помещение.

Размер площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 33 квадратных метров.

В связи с этим, органами прокуратуры республики в рамках предоставленного пунктом 1 статьи 85 Конституции Республики Мордовия права законодательной инициативы, разработан проект Закона Республики Мордовия «О дополнительной социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи




ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта Закона Республики Мордовия «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Принятие проекта Закона Республики Мордовия «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» потребует дополнительных расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на предоставление социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.

Согласно информации Министерства образования Республики Мордовия в республиканском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Мордовия, состоит 91 лицо, достигшее возраста 23 лет, трудоустроенное более 1 года
и имеющее совместно проживающего ребенка (детей), у которых отсутствует судебный спор или решение суда об обеспечении жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Размер площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 33 квадратных метров.

Таким образом, размер социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, рассчитывается исходя из расчета стоимости 1 кв.м, утвержденного Правительством Республики Мордовия на III квартал 2022 года (62 694 руб.), норматива общей площади жилых помещений 33 кв.м. и составит 2 068,9 тыс. руб.

Потребность в финансовых средствах на 91 человек составит – 188 269,9 тыс. руб.

Исходя из расчета стоимости 1 кв.м, утвержденного Правительством Республики Мордовия на IV квартал 2022 года (64905 руб.), норматива общей площади жилых помещений 33 кв.м. размер социальной выплаты составит 2 141,9 тыс. руб.

Потребность в финансовых средствах на 91 человек составит – 194 912,9 тыс. руб.


Старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи


ПЕРЕЧЕНЬ

законов Республики Мордовия, иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Принятие проекта закона Республики Мордовия «О дополнительной мере социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» потребует внесения изменений в Положение о Министерстве образования Республики Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2006 года № 453.

Старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

ФЭО (ред. от 12.12.2022).doc
ЗАКОНОПРОЕКТ СЕРТИФИКАТ РМ (ред. от 12.12.2022).doc
Перечень (ред. от 12.12.2022).doc

У вас недостаточно прав для написания комментариев.

Авторизуйтесь пожалуйста.

Войти через
Госуслуги