Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»
Проект закона внесен и.о. прокурора Республики Мордовия
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Законось
Мордовия Республикань
Законць
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ»
Принят Государственным Собранием 2022 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007 года № 54-З «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» (Известия Мордовии, 9 июня 2007 года, № 85-18; 5 мая 2009 года, № 63-15; 14 июля 2009 года, № 101-26; 25 июня 2014 года, № 89-34; 1 июля 2017 года, № 70-31; 3 сентября 2019 года, № 97-45;3 декабря 2019 года, № 135-62; 19 мая 2020 года, № 51-26; 12 марта 2021 года, № 25) следующие изменения:
1. В статье 8-1:
1) слова «Работники» заменить словами «1. Работники»;
2) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
«2. Работники государственных казенных учреждений Республики Мордовия, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:
1) уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
2)сообщать работодателю о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
3) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника государственного казенного учреждения, указанного в части первой настоящей статьи, к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, а также порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов устанавливается работодателем.».
2.Статью 11 изложить в следующей редакции:
«Статья 11. Порядок предоставления лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
1. Лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет Главе Республики Мордовия в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, содержащие:
1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
2. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом Главе Республики Мордовия в порядке, установленном статьей 11-1 настоящего Закона.
3. В течение четырех месяцев со дня избрания депутатом представительного органа сельского поселения, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:
1) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников(включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты)за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по 31 декабря);
2) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.
4. В случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, обнаружило, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, установленного для представления данных сведений.
5. Лица, замещающие муниципальные должности, должности главы местной администрации по контракту, направляют сведения, указанные в пунктах 1, 3 и 4 настоящей статьи, в уполномоченное подразделение органа местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления подразделение, по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» в бумажном и электронном виде.
Уполномоченное подразделение органа местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления проводят сбор сведений, указанных в пунктах 1, 3 и 4 настоящей статьи, их анализ,размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставление для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Уполномоченное подразделение органа местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления обеспечивают представление сведений, указанных в пунктах 1, 3 и 4 настоящей статьи, Главе Республики Мордовия в электронном виде путем направления в Администрацию Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия файла в формате «XSB» (.xsb) на электронном носителе (CD-R) не позднее 14 календарных дней после окончания срока представления указанных сведений.».
3.Пункт 2 статьи 11-1 после слов «на непостоянной основе,» дополнить словами «в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным,».
4.В статье 12:
1) в пункте 4 подпункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
«3) постоянно действующими руководящими органами политических партий (их региональных отделений) и зарегистрированных в соответствии с федеральным законом иных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
4) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Республики Мордовия и общественной палатой (советом) муниципального образования;»;
2)в пункте 8:
дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
«3.1) направлять в установленном порядке (в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон») запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов, а также запросов, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи)в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина,претендующего на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, или лица, замещающего муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином,претендующим на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту,в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, требований к служебному поведению;»;
в подпункте 5 после слов «осуществлять анализ сведений» дополнить словами «(в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон»)»;
3) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются (в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон») Главой Республики Мордовия.»;
4) в пункте 11 слова «оперативно-розыскных» заменить словами «оперативно-разыскных»;
5) в пункте 16:
в абзаце первом после слов «структурного подразделения» включить слова «не позднее трех дней со дня окончания проверки»;
дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
«5) о направлении материалов проверки в отношении лица, замещающего муниципальную должность, лица, замещающего должность главы администрации по контракту, в органы прокуратуры Российской Федерации.».
6) в пункте 19 слова «за исключением случая, предусмотренного пунктом 18 настоящей статьи» заменить словами «за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 5 пункта 16 и пункта 18 настоящей статьи»;
7) дополнить пунктом 20 следующего содержания:
«20. Контроль за законностью получения денежных средств лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, осуществляется в порядке и сроки, установленные статьей 8.2 Федерального закона от 25декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5.В пункте 7 статьи 12-2 после слов «осуществляет его рассмотрение» дополнить словами «(в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон»)».
6. В пункте 7 статьи 12-3 после слов «осуществляет его рассмотрение» дополнить словами «(в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон»)».
7. В пункте 7 статьи 12-4 после слов «осуществляет его рассмотрение» дополнить словами «(в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон»)».
8.В приложении 1 после слов «(долей участия, паев в уставных (складочных)капиталах организаций),» дополнить словами «цифровых финансовых активов, цифровой валюты».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия А.А. ЗДУНОВ
г. Саранск
2022 года
№
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»
Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» разработан прокуратурой Республики Мордовия по результатам анализа состояния профилактики коррупционных правонарушений на территории Республики Мордовия.
В соответствии со ст. 12.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9-11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в порядке, определяемом нормативными правовыми актами иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
В этой связи пунктом 1 статьи 1 проекта закона статью 8-1 Закона предлагается дополнить пунктом 2, которым для работников государственных казенных учреждений Республики Мордовия, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, наделенных полномочиями по контролю и (или) надзору за деятельностью юридических и физических лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, вводится обязанность уведомлять работодателя об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Установление порядка уведомления об обращении каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов законопроектом предлагается отнести к полномочиям работодателя.
Кроме того, проектом закона предусматривается внесение изменений уточняющего характера, в т.ч. с целью приведения некоторых норм Закона республики в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Так, в связи со значительным количеством вносимых изменений пунктом 2 статьи 1 законопроекта статья 11 действующего Закона, определяющий порядок предоставления лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, излагается в новой редакции. Данная норма регионального Закона приводится в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности и должности главы местной администрации по контракту, ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о сделках по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенных им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Проектной редакцией пункта 2 статьи 11 Закона республики устанавливается срок, с которого исчисляется четырехмесячный срок представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также период, за который подлежат представлению указанные сведения. Так, в соответствии с законопроектом, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом представительного органа сельского поселения, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:
1) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по 31 декабря);
2) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.
Законопроектом также устанавливается, что в случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в течение отчетного периода сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом Главе Республики Мордовия в порядке, установленном статьей 11-1 настоящего Закона, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктом 4 законопроекта предлагается внести уточняющие изменения в статью 12 Закона, определяющую порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, согласно предложенных изменений основанием для принятия Главой республики решения о проведении проверки является достаточная информация, представленная не только постоянно действующими руководящими органами политических партий, как это предусмотрено действующей нормой Закона, но и в случае поступления такой информации от их региональных отделений.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. В этой связи предусматривается, что основанием для принятия Главой республики решения о проведении проверки будет являть поступление указанной информации от иных (а не только общероссийских общественных объединений, как это предусмотрено в действующем Законе) общественных объединений, не являющихся политическими партиями.
В проектной редакции подпункта 3 статьи 12 Закона предусматривается, что указанная проверка также может быть назначена в случае поступления информации от Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Республики Мордовия и Общественной палаты (совета) муниципального образования (в действующей норме Закона - Общественной палаты Республики Мордовия).
Пункт 8 статьи 12 Закона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» предлагается дополнить подпунктом 3.1, предусматривающим направление запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов, а также в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем), должностным лицом, осуществляющим проверку в целях противодействия коррупции, с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Пункт 9 статьи 12 Закона излагается в новой редакции - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 (ред. от 25.04.2022) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливается, что при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, (в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон») направляются Главой Республики Мордовия.
В пункте 16 статьи 12 Закона законопроектом предлагается определить срок - не позднее трех дней со дня окончания проверки для представления руководителем структурного подразделения доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, должности главы местной администрации по контракту.
С целью учета изменений, предусмотренных Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции», подпунктом 7 пункта 4 статьи 1 законопроекта статью 12 предлагается дополнить пунктом 20, которым устанавливается, что контроль за законностью получения денежных средств лицом, замещающим муниципальную должность главы местной администрации по контракту, осуществляется в порядке и сроки, установленные статьей 8.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Пунктами 5-6 статьи 1 законопроекта статьи 12-2, 12-3, 12-4 действующего Закона дополняются положениями, предусматривающими возможность использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Пунктом 8 статьи 1 законопроекта приложение 1 к Закону, определяющее форму сообщения об отсутствии в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц», дополняется нормой, предусматривающей необходимость информирования в т.ч. о сделках по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты.
Принятие проекта закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» дополнительных расходов из республиканского бюджета Республики Мордовия не потребует.
Замечания и предложения по проекту закона просьба направлять в пятидневный срок по адресу: 430000, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Толстого,4, Прокуратура Республики Мордовия, старшему помощнику прокурора республики Смирновой В.Е. по тел. 8 834 2 47-54-31 или эл. почте: npa@13.mailop.ru
Старший помощник прокурора республики по взаимодействию
с представительными (законодательными) и исполнительными
органами республики, органами местного самоуправления
старший советник юстиции В.Е. Смирнова
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции А.А. Чапаев