Версия для слабовидящих
Глава Мордовии
Подписывайтесь
на Главу Мордовии
Одноклассники Телеграм Вконтакте
Мордовия в соцсетях
Одноклассники Вконтакте Rutube Viber Телеграм Дзен

Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О референдуме Республики Мордовия»

Проект внесен Комитетом Государственного Собрания по законодательству и законности




ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»


Принят Государственным Собранием 2022 года



Статья 1

Внести в Закон Республики Мордовия от 29 января 2004 года № 19-З «О референдуме Республики Мордовия» (Известия Мордовии, 5 февраля 2004 года, № 17-4; 3 июня 2004 года, № 80-13; 23 марта 2007 года, № 42-10; 5 мая 2009 года, №  63-15; 21 октября 2010 года, № 159-49; 16 марта 2011 года, № 36-11; 6 мая 2011 года, № 65-20; 23 августа 2011 года, № 125; 8 сентября 2011 года, № 135-47; 22 ноября 2011 года, № 176-61; 27 марта 2013 года, № 44-15; 20 июня 2013 года, № 86-32; 14 ноября 2014 года, № 150-61; 11 марта 2015 года, № 25-12; 23 декабря 2015 года, № 145-65; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 4 января, № 1300201601040017; Известия Мордовии, 1 июня 2016 года, № 58-26; 3 октября 2017 года, № 110-46; 26 декабря 2018 года, № 142-62; 6 марта 2019 года, № 25-11; 3 сентября 2019 года, № 97-45; 24 июля 2020 года, № 77-42; 13 ноября 2020 года, № 124-61; 12 марта 2021 года, № 25; 30 апреля 2021 года, № 46-22; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 24 июня, № 1300202106240012) следующие изменения:

  1. В статье 8-2 слова «при наличии угрозы жизни и (или) здоровью участников референдума» исключить.

  2. Статью 10 дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

«11-1. Список участников референдума может составляться, уточняться и использоваться в электронном виде в порядке и сроки, определенные Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В случае составления, уточнения и использования списка участников референдума в электронном виде его копия изготавливается путем распечатки списка участников референдума на бумажном носителе непосредственно после окончания времени голосования (в последний день голосования) и заверяется подписями председателя, секретаря участковой комиссии и печатью участковой комиссии. Указанная копия равнозначна по своей юридической силе списку участников референдума в электронном виде. Хранение указанной копии осуществляется в порядке, определяемом в соответствии с Федеральным законом в отношении хранения документации референдума.».

  1. В статье 18:

1) подпункт 1 пункта 2 после слова «гражданство» дополнить словом «(подданство)»;

2) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. Член комиссии с правом решающего голоса вправе представлять в суде интересы комиссии, в состав которой он назначен, а также иной комиссии на основании выданной ему доверенности.»;

3) в подпункте 1 пункта 6 слова «гражданства иностранного» заменить словами «гражданства (подданства) иностранного»;

4) в пункте 8 слово «назначивший» заменить словами «к компетенции которого относится назначение»;

5) в пункте 9 слово «назначивший» заменить словами «к компетенции которого относится назначение»;

6) в пункте 13-2 слово «, акциями» и слово «, акции» исключить;

7) пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. Инициативная группа по проведению референдума, избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственном Собрании Республики Мордовия, после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в Центральную избирательную комиссию члена комиссии референдума с правом совещательного голоса.»;

8) дополнить пунктом 18-3 следующего содержания:

«Одно и то же лицо может быть назначено членом комиссии с правом совещательного голоса только в одну комиссию и только одной инициативной группой по проведению референдума.»;

9) пункт 19 изложить в следующей редакции:

«19. Член комиссии с правом совещательного голоса, назначенный в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, не вправе:

1) составлять протокол об итогах голосования, о результатах референдума;

2) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях.

Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении членами комиссии, в которую он назначен, с правом решающего голоса указанных в настоящем пункте действий.»;

  1. в пункте 20:

в абзаце первом слова «и член комиссии с правом совещательного голоса» исключить;

в подпункте 1 слово «извещаются» заменить словом «извещается»;

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об участниках референдума, подавших заявления о включении в список участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, бюллетенями), непосредственно связанными референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;»;

дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1) вправе знакомиться с документами и материалами, указанными в подпункте 4 настоящего пункта, нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;»;

подпункт 5 после слов «участников референдума» дополнить словами «, в том числе составленным в электронном виде,»;

  1. дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:

«20-1. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает правами члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения референдума, предусмотренными подпунктами 1- 4 и 6 пункта 20 настоящей статьи.»;

  1. пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Срок полномочий членов комиссий с правом совещательного голоса прекращается в день официального опубликования результатов референдума.».

  1. В статье 19:

  1. пункт 1 после слов «члены вышестоящих комиссий» дополнить словами «с правом решающего голоса»;

  2. в пункте 4:

во втором предложении слова «комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 48.1 настоящего Закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования» заменить словами «участковую комиссию и территориальную комиссию не более трех наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 48.1 настоящего Закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории»;

в пятом предложении слова «(руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)» исключить;

  1. пункт 7.1 после слов «участковые комиссии» дополнить словами «и территориальные комиссии»;

  2. пункт 8 после слов «участковую комиссию» дополнить словами «и территориальную комиссию»;

  3. подпункт 1 пункта 9 после слов «референдума,» дополнить словами «в том числе составленными в электронном виде,».

  1. Статью 32 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. В случае, если в агитационном материале используется высказывание физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или физического лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.».

  1. Пункт 3 статьи 34 дополнить словами «, услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях»;

  2. Пункт 14 статьи 36 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «В размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 11 статьи 32 настоящего Закона, должна помещаться информация об этом в соответствии с пунктом 11 статьи 32 настоящего Закона.».

  3. В статье 38:

  1. пункт 2 дополнить предложением следующего содержания:

«Все агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 11 статьи 32 настоящего Закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктом 11 статьи 32 настоящего Закона.»;

  1. в пункте 6 после слова «и 9.3» заменить словами «, 9.3 и 9.5».

9. Пункт 8 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«8. Закупки товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляются Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями референдума в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а в части отношений, к которым указанный Федеральный закон не применяется, - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.».

10. В пункте 2 статьи 45:

второе предложение дополнить словами «на установленный комиссией срок, но не более чем на шесть месяцев»;

третье предложение исключить.

11. В статье 48.1:

  1. пункт 2 после слова «уровней» дополнить словами «, в том числе в пределах Республики Мордовия,»;

  2. пункт 5 после слова «уровней» дополнить словами «, в том числе в пределах Республики Мордовия,».

12. В статье 49:

1) в пункте 6:

дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «На основании соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников референдума с использованием ГАС «Выборы» при составлении указанного списка.»;

дополнить предложением следующего содержания: «В случае составления списка участников референдума в электронном виде допускается применение электронной графической подписи в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

2) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории), если они нарушают законодательство Российской Федерации о референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории) в соответствии с Федеральным законом принимается судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии). Правоохранительные органы обеспечивают в соответствии с федеральными законами исполнение соответствующего судебного решения, безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории участка референдума.»;

3) в пункте 13-1 слова «, а также посредством дистанционного электронного голосования» исключить.

13. Дополнить статьей 49-1 следующего содержания:

«С т а т ь я 49-1. Дистанционное электронное голосование

1. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на референдуме принимается Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании.

2. В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

3. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

4. На референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы.

5. При проведении референдума с использованием федеральных государственных информационных систем порядок дистанционного электронного голосования утверждается в соответствии с Федеральным законом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

6. При проведении референдума с использованием региональных государственных информационных систем порядок дистанционного электронного голосования с учетом требований, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия.

7. Порядок дистанционного электронного голосования с учетом требований к проведению дистанционного электронного голосования, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, должен содержать:

1) порядок и сроки подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании и его отзыва, составления и использования списка участников дистанционного электронного голосования либо условия участия в дистанционном электронном голосовании без подачи такого заявления и порядок составления и использования списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании;

2) порядок аутентификации и идентификации участника референдума для участия в дистанционном электронном голосовании, предусматривающий проверку данных участника референдума и его сопоставление с данными регистра участников референдума;

3) порядок участия в дистанционном электронном голосовании участника референдума;

4) порядок обеспечения возможности наблюдения при организации, осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов с учетом особенностей такого голосования, а также порядок назначения наблюдателей;

5) порядок установления итогов дистанционного электронного голосования и их учета при определении результатов референдума.

8. Участник референдума, включенный в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка участников референдума.

9. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник референдума обращается на специальный портал в сети «Интернет» (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.

10. В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участником референдума изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается. Участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на участке референдума. Такой участник референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком дистанционного электронного голосования.

11. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.

12. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными участника референдума и результатом его волеизъявления.

13. При организации и осуществлении дистанционного электронного голосования должно обеспечиваться выполнение требований о защите содержащейся в государственных информационных системах информации, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

14. Использование при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования ГАС «Выборы» и иных государственных информационных систем, а также их взаимодействие при обработке персональных данных участников референдума осуществляется исключительно в целях реализации права на участие в референдуме.».

14. В статье 50:

1) в пункте 6 слова «членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и» исключить;

2) в пункте 14 слова «члены комиссии с правом совещательного голоса,», слова «членам комиссии с правом совещательного голоса,», слова «и иными группами участников референдума» исключить;

  1. в пункте 17 слова «членах участковой комиссии с правом совещательного голоса» исключить.

15. В статье 52:

1) части второй пункта 6 слова «, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета» исключить;

2) дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

«6-1. В случае составления, уточнения и использования списка участников референдума в электронном виде предусмотренные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи действия по суммированию данных осуществляются автоматически по такому списку.»;

  1. в пункте 9 слова «члены участковой комиссии с правом совещательного голоса,» исключить;

  2. в пункте 10 слова «как с правом решающего, так и с правом совещательного» заменить словами «с правом решающего»;

  3. пункт 12 после слов «все бюллетени» дополнить словами «для голосования по округу референдума»;

  4. в пункте 19 слова «, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета» исключить;

  5. в пункте 20 слова «членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и» исключить;

  6. в пункте 21 слова «как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса» заменить словами «с правом решающего голоса, наблюдатели»;

  7. в абзаце первом пункта 22 слова «членов участковой комиссии с правом совещательного голоса,» исключить;

  8. в пункте 29 слова «членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных» исключить.

16. В статье 53:

1) в пункте 12 слова «членов комиссии с правом совещательного голоса и» исключить;

2) в пункте 13 слова «членам территориальной комиссии и» исключить.


Статья 2

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых пунктом 2 настоящей статьи установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт 5 пункта 3 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2023 года.


Глава Республики Мордовия А.А. ЗДУНОВ

г. Саранск

                2022 года


Пояснительная записка


Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О референдуме Республики Мордовия» (далее - законопроект) разработан с целью приведения положений Закона Республики Мордовия от 29 января 2004 года № 19-З «О референдуме Республики Мордовия» (далее - Закон) в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2 июля 2021 года, а также 14 марта и 1 апреля текущего года.

Законопроектом предусмотрены следующие изменения. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации голосование на референдуме Республики Мордовия может быть отложено. Положение об отложении голосования «при наличии угрозы жизни и (или) здоровью участников референдума» из Закона исключается.

Законопроектом вносятся изменения в статус членов комиссий референдума с правом решающего голоса. В частности, членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства (подданства) Российской Федерации, а утрата соответствующими лицами гражданства (подданства) Российской Федерации является основанием немедленного прекращения их полномочий. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса дополняются полномочием представлять в суде интересы комиссии, в состав которой он назначен, иной комиссии референдума на основании выданной ему доверенности.

Согласно законопроекту инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственном Собрании Республики Мордовия, после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса (в иные комиссии референдума члены комиссий референдума с правом совещательного голоса теперь не назначаются). Соответственно не предполагается присутствие членов комиссий с правом совещательного голоса при проведении голосования вне помещения для голосования, при непосредственном подсчете голосов участников референдума, при проведении ряда процедурных действий с использованием технических средств подсчета голосов участников референдума, обеспечение доступа в специально отведенные для непосредственного подсчета голосов участников референдума места и др.). Согласно вносимым в Закон изменениям при подсчете голосов участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами будут присутствовать только члены комиссий референдума с правом решающего голоса.

Количество наблюдателей, назначаемых в каждую участковую и территориальную комиссию увеличивается до трех, при этом они наделяются правом поочередно осуществлять наблюдение не только в помещении для голосования, но и в помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории.

Действующий Закон также дополняется следующими новыми положениями в части порядка распространения агитационных материалов по вопросам референдума. В случае, если в агитационном материале используется высказывание физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или физического лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Законопроектом предусматривается удаление из помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории наблюдателей и иных лиц в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации о референдумах. Решение о подобном удалении принимается в соответствии с Федеральным законом судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии референдума).

Законопроектом предусматривается возможность составления, уточнения и использования списка участников референдума в электронном виде. Устанавливается, что при этом копия такого списка изготавливается путем распечатки на бумажном носителе после завершения голосования. Хранение такой копии осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством в отношении хранения документации референдума.

Законопроектом предусматривается порядок проведения дистанционного электронного голосования на референдуме Республики Мордовия. Устанавливается, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, которые прошли сертификацию и соответствуют требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Правила дистанционного электронного голосования также закрепляются законопроектом.

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Проект закона Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О референдуме Республики Мордовия» разработан специалистами отдела по работе с общественными объединениями и фракционной работе управления социально-экономической политики Аппарата государственного Собрания Республики Мордовия и размещен на сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 14 июня 2022 года.

О вн. изм в Закон о референдуме РМ.docx

У вас недостаточно прав для написания комментариев.

Авторизуйтесь пожалуйста.

Войти через
Госуслуги