- Государственные услуги, оказываемые Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия
-
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
-
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;
-
Выдача паспорта объекта культурного наследия;
-
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (для объектов культурного наследия);
-
Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
-
Выдача разрешения на строительство (для объектов культурного наследия);
-
Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
-
Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
-
Согласование информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального и федерального значения;
-
Согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ и выдача разрешений в случае приостановления работ;
-
Оформление и утверждение охранных обязательств объектов культурного наследия;
- Представление информации об объектах культурного наследия федерального, регионального или местного значения, находящихся на территории Республики Мордовия и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
-
- Прявт лопась
- Государственнай властесь Мордовия Республикань
- Министерстватне ды исполнительной властень лия органтнэ
- Министерство культуры и туризма Республики Мордовия
- Информация для граждан
- Министерство культуры и национальной политики - Информация для граждан
- Бесплатная юридическая помощь
- Перечень и правила оказания государственных и муниципальных услуг
- Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия оказывает бесплатную юридическую помощь по следующим вопросам:
- по вопросам организации музейного дела;
- по вопросам библиотечного обслуживания населения;
- по вопросам образования в сфере культуры и искусства;
- по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
- по вопросам национального развития и межнациональных отношений;
- по вопросам сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Мордовия;
- по вопросам архивного дела.
Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия» бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия во всех видах, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», дополнительно оказывается:
1) по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты:
бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
военнослужащим, ставшим инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»;
супругам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, войны с Японией, не вступившим в повторный брак;
супругам умерших инвалидов Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак;
военнослужащим, получившим инвалидность вследствие военной травмы в ходе боевых действий в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года;
лицам, направлявшимся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам;
2) по вопросам реализации жилищных прав, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:
гражданам в возрасте до тридцати лет, имевшим статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением;
гражданам в возрасте до тридцати лет, находящимся под опекой (попечительством), в образовательных и иных учреждениях, в том числе в организациях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не реализовавшим свое право на обеспечение жилым помещением;
опекунам и попечителям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) в отсутствие обоих родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой названных прав и законных интересов таких детей;
3) по вопросам оформления и восстановления утраченных документов, удостоверяющих личность, имеющих универсальный характер:
лицам, возвратившимся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в течение трех месяцев с момента освобождения;
лицам, фактически проживающим на территории Республики Мордовия, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания;
4) по вопросам обеспечения мерами государственной поддержки - родителям (приемным родителям, усыновителям), воспитывающим трех и более детей, в том числе усыновленных и (или) приемных, если детям на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи не исполнилось 18 лет.
Бесплатная юридическая помощь оказывается Министерством культуры, национальной политики и архивного Республики Мордовия в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
С вопросам по оказанию бесплатной юридической помощи необходимо обращаться к документоведу Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Курзаевой Людмиле Алексеевне по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33,3, кабинет № 511, тел. 39-16-32, с понедельника по пятницу с 09 ч 00 мин до 18 ч 00 мин (перерыв с 13 ч 00 мин до 14 ч 00 мин).
- Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и
Гарантированные законодательством Российской Федерации права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы юридических лиц в сфере культуры содержатся в нормативных правовых актах как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
Статья 44 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит следующие гарантии в сфере культуры:
1) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом;
2) каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. №3612-1 устанавливают, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности и только федеральными законами могут быть установлены особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст.19). Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры (ст.6).
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст.8).
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст.9).
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства (ст.10).
Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст.11).
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.12).
Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст.13).
Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации (ст.14).
Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (ст.15).
Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях (ст.16).
Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (ст.17).
Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств (ст.18).
Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях (ст.20).
Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию. Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом. Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям (ст.21).
Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» устанавливает права, свободы и законные интересы в сфере библиотечного обслуживания.
Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций (ст.5).
Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддержку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в установленном федеральным законом порядке (ст.6).
Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в республиках Российской Федерации также и на государственном языке данной республики Российской Федерации. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права (ст.7).
Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами (ст.8).
Основными средствами защиты прав, свобод и законных интересов являются:
- создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суд, прокуратура, государственные инспекции и др.),
- существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);
- активная деятельность самих граждан.
Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Частью 1 статьи 46 Конституции Республики Мордовия устанавливается, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В соответствии с Конституцией Республики Мордовия учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления на территории Республики Мордовия (Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 96-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия»).
Помимо прав, свобод и законных интересов действующим законодательством устанавливаются и обязанности в сфере культуры. Так, в соответствии статья 44 Конституции Российской Федерации содержит следующую обязанность гражданина Российской Федерации: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации о культуре ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» установлена ответственность пользователей библиотек. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст.9).
Федеральным законом от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установлено, что физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении положений указанного федерального закона, несут административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.37).
- Компетенция и порядок деятельности Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия и подведомственных ему учреждений, полномочиях их должностных лиц
Компетенция, порядок деятельности Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, полномочия Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия определены Положением о Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. № 551.
В ведении Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия находятся 22 учреждения культуры и архивного дела Республики Мордовия, перечисленные на данном сайте в разделе «Учреждения». Подробную информацию о деятельности каждого из учреждений можно найти на сайте https://mktrm.ru/institutions.
- Правила оказания государственных услуг
В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. № 262-Р Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия организует оказание следующих государственных услуг:
1. выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
2. выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
3. выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;
4. выдача паспорта объекта культурного наследия;
5. выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (для объектов культурного наследия);
6. выдача разрешения на строительство (для объектов культурного наследия)
7. согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
8. согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
9. согласование информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального и федерального значения;
10. согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ и выдача разрешений
11. оформление и утверждение охранных обязательств объектов культурного наследия;
12. предоставление информации об объектах культурного наследия федерального, регионального или местного значения, находящихся на территории Республики Мордовия и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
13. организация по документам Архивного фонда Республики Мордовия и другим архивным документам исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке, в том числе с проставлением «апостиля», архивных справок, направляемых в иностранные государства
14. организация информационного обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных систем по архивным документам;
15. проведение экспертизы ценности документов, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Мордовия, муниципальной и частной собственности, и принятие решения о включении их в состав Архивного фонда Республики Мордовия
16. согласование номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, положений об архивах, положений об экспертных комиссиях юридических лиц - источников формирования Архивного фонда Республики Мордовия, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных организаций, заключивших договоры о передаче документов Архивного фонда Российской Федерации в государственные архивы Республики Мордовия
Административные регламенты предоставления государственных услуг, устанавливающие правила их оказания, размещены на данном сайте в разделе «Документы», подразделе «Административные регламенты».
- Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Для Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия вышестоящим органом является Правительство Республики Мордовия.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
- Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
- Нормативные правовые акты по оказанию бесплатной юридической помощи
Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
Закон Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия»;
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 507 «О реализации Закона Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия»
- Перечень исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и подведомственных им учреждений, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия
Перечень исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и подведомственных им учреждений, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Республики Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 507)1. Министерства Республики Мордовия
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
2. Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
3. Министерство информатизации и связи Республики Мордовия.
4. Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
5. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
6. Министерство образования Республики Мордовия.
7. Министерство печати и информации Республики Мордовия.
8. Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.
9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
10. Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.
11. Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия.
12. Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия.
13. Министерство финансов Республики Мордовия.
15. Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
16. Министерство юстиции Республики Мордовия.
2. Государственные комитеты Республики Мордовия
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия.
3. Республиканские службы Республики Мордовия
1. Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия
2. Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия
4. Учреждения, подведомственные Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия
1.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия»;
2.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия»
3.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия»
4.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия»
5.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия»
6.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия»
7.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия»
8.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Инсарскому району Республики Мордовия (межрайонная)»
9.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ичалковскому району Республики Мордовия»
10.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия»
11.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия»
12.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия»
13.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия»
14.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия»
15.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Теньгушевскому району Республики Мордовия»
16.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Торбеевскому району Республики Мордовия (межрайонная)»
17.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ромодановскому району Республики Мордовия»
18.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия»
19.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Старошайговскому району Республики Мордовия»
20.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия»
21.
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск»
22.
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск»
6. Учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Мордовия
1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница»
2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский наркологический диспансер»
3. Государственное казенное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы».
- Жизненные ситуации
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Основной формой взаимодействия граждан и Министерства в рамках оказания бесплатной юридической помощи являются письменные и устные обращения граждан.Порядок указанного взаимодействия, в том числе совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:
-
отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть отправлен ответ;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности Министерства.
-
- Перечень и правила оказания государственных и муниципальных услуг