Уважаемый Дмитрий Александрович!
Уважаемая Галина Алексеевна!
Уважаемые коллеги, участники совещания!
На сегодняшней встрече мы подводим итоги прошедшего года, определяем первостепенные цели и задачи на ближайшее время.
На заседании Президиума Госсовета по социальной политике Президент России подчеркнул, что мы всегда должны выстраивать свою работу, опираясь на приоритеты, которые уже обозначены. А наш ключевой и неизменный приоритет – рост благосостояния и качества жизни наших граждан. Именно так ведется последовательная работа по совершенствованию социальной поддержки.
Предыдущие три года стали достаточно сложными как в экономическом, так и в социальном аспектах. Преодоление последствий кризисных явлений в экономике, вызванных распространением коронавирусной инфекции, наложило свой отпечаток на нашу действительность.
Но самым важным политическим событием ушедшего года стало начало специальной военной операции, изменившее условия жизни населения и затронувшее все сферы деятельности общества.
Мирный труд, уверенность в завтрашнем дне и будущем детей – основа благополучия человека.
Семьи тех, кто принимает участие в специальной военной операции, не остаются без внимания. На постоянной основе совместно с органами местного самоуправления осуществляется социальное сопровождение семей мобилизованных граждан. К 1 января 2023 года обследованы более 2 тысяч семей.
На каждую обследованную семью составлен социальный паспорт, отражающий получаемые меры соцподдержки и имеющиеся проблемы, которые берутся на контроль и решаются исполнительными органами госвласти совместно с органами местного самоуправления, партией «Единая Россия», волонтёрами, с предприятиями и сельскими поселениями, Мордовским республиканским отделением общественного фонда «Российский фонд мира». Такой комплексный подход позволяет предоставлять данным семьям многоплановую социальную поддержку и содействие в решении проблем бытового и финансового характера.
Мордовским республиканским отделением Международного общественного фонда «Российский фонд мира» 53 семьям оказана помощь на общую сумму порядка 600 тысяч рублей.
Для оперативного принятия решений по оказанию помощи семьям граждан, призванным на военную службу по мобилизации, предметным отделам Министерства (Ботина В.В., Горбунова Е.Ю., Евстифеева Л.М., Егорова О.В., Елистратова Т.А., Скворцова Н.Э., Строков Д.М., Шилимова А.А.,) под руководством курирующих заместителей Министра необходимо обеспечить подготовку качественной информации обо всех предоставляемых мерах социальной поддержки, о проблемах бытового и финансового характера, об оказанной помощи, в том числе силами Администрации муниципального района, работодателями и волонтерами.
Комплексная работа проводится с гражданами, покинувшими привычную для них среду и прибывшими в Россию с территорий Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей после 23 февраля 2022 года. Их общая численность превысила 1000 человек: 699 граждан прибыли централизованно, 396 человека - самостоятельно и проживают у родственников.
Для оказания им помощи в решении возникающих жизненных ситуаций, в органах исполнительной власти, муниципальных образованиях, предприятиях и организациях различных форм собственности был объявлен сбор добровольных пожертвований. Жители республики не остались равнодушны и откликнулись на данную акцию. В результате собрано свыше 11,0 млн. рублей, которые направляются на оказание различных видов помощи указанным гражданам (оформление и перевод документов, выдачу разрешения на временное проживание в Республике Мордовия, приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, школьных принадлежностей ребенку-учащемуся общеобразовательной организации, оплату проезда и питания в пути следования от населенных пунктов Республики Мордовия до места постоянного жительства и т.д.). Собранная гуманитарная помощь (средства личной гигиены, продукты питания длительного хранения, одежда и обувь, бытовая химия) предоставлена всем нуждающимся гражданам.
При оказании содействия беженцам в постановке на миграционный учет, восстановлении документов, назначении пенсий и пособий, медицинского освидетельствования, открытии счетов в банке на получение выплат, органы социальной защиты работают в тесном взаимодействии с, миграционной службой, Социальным фондом, медико-социальной экспертизой, банками.
Сегодня 280 граждан, прибывших централизованно, размещены в 17 пунктах временного пребывания в 13 муниципальных районах и в Саранске. Для них организовано бесплатное 3-х разовое питание.
На возмещение региональных расходов на пребывание граждан в ПВРах в 2022 году по распоряжениям Правительства России в республику из федерального бюджета поступили более 52 млн.рублей.
Проводится работа по финансовой поддержке указанных граждан путем предоставления социальных выплат:
свыше 1000 человек получили единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на сумму более 10 млн. рублей;
314 гражданам предоставлены единовременные и ежемесячные выплаты в размере от 3 000 до 10 000 рублей по Указу Президента Российской Федерации на сумму 10,3 млн.рублей.
В конце декабря 2022 года из федерального бюджета поступили средства на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания:
- 900 тыс. рублей на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом на 9 человек. Выплаты предоставлены в полном объеме;
- более 70 млн.рублей для выдачи государственных жилищных сертификатов 19 семьям, которые приобрели собственное жилье.
Кроме того, из 6 семей, получивших сертификаты в Краснодарском крае (их общая сумма более 20,5 млн.руб., 2 семьи приобрели жилье в нашей республике, 4 семьи подбирают жилье. Всего жилищные сертификаты получили 25 семей на сумму около 91 млн.руб.
Дополнительно, в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» направлена заявка на предоставление соцвыплат на приобретение жилых помещений на 25 семей (41 чел.). При поступлении финансовых средств гражданам из Херсона будут выданы жилищные сертификаты.
Обеспечение занятости прибывших граждан, в том числе самостоятельно, желающих остаться жить и работать в республике, является приоритетной задачей. Это один из резервов восполнения кадрового дефицита на рынке труда республики.
Во всех центрах занятости населения подобраны комплексы услуг и сервисы для содействия в трудоустройстве: поиск работы, подготовка к собеседованию, помощь при оформлении документов и сопровождение при регистрации на цифровых платформах.
По результатам опроса прибывших граждан подготовлен перечень работодателей с подходящими для трудоустройства вакансиями: 53 работодателя и 524 вакансии сфер промышленности, торговли, ЖКХ.
Из числа находящихся в республике граждан численность трудоспособных составляет 193 человека, из них 65% работают.
Важно на постоянной основе рассматривать варианты трудоустройства на всех предприятиях республики, имеющих потребность, не ограничиваться только работодателями в границах территории размещения прибывших граждан.
В целях создания условий для их социальной адаптации и успешной интеграции в общество предметным отделам Министерства (Горбунова Е.Ю., Егорова О.В., Елистратова Т.А.) под руководством заместителей Министра Биушкиной Татьяны Михайловны, Купцова Сергея Викторовича, Шуваловой Светланы Ивановны необходимо обеспечить:
проведение организационных мероприятий, связанных с предоставлением государственных жилищных сертификатов;
подготовку документов на возмещение расходов республиканского бюджета на размещение и питание граждан в пунктах временного проживания;
оказание в рамках действующего законодательства финансовой поддержки гражданам, прибывшим в республику;
совместное с работодателями сопровождение при содействии занятости.
Основной задачей, стоящей перед социальной сферой в условиях санкционного давления недружественных стран, стало недопущение массового высвобождения работников, сохранение занятости и доходов населения от трудовой деятельности, поддержка нуждающихся граждан.
Суть новых подходов можно свести к одному ключевому принципу –клиентоцентричность. Деятельность учреждений соцзащиты и центров занятости нацелена на учет жизненной ситуации гражданина и комплексный подход при организации поддержки или оказании услуг.
Рост доходов граждан, снижение бедности и неравенства является одним из шести направлений работы на 2023 год, обозначенных Президентом России В.В. Путиным, на совещании с членами Правительства России 11 января 2023 года.
Проблема низкого уровня доходов граждан является ключевой для нашей республики и этому вопросу уделяется большое внимание со стороны органов государственной власти.
Среднедушевые денежные доходы населения Мордовии ниже, чем в ПФО и России: за 2021 год - 22 906 рублей (в ПФО – 31 306 рублей, в РФ – 40 272 рублей). Снижаются и реальные денежные доходы (в 2021 г. в РМ – 103,3%, за 3 квартал 2022 г. – 94,9%; в РФ – 103,8%, за 3 квартал2022 г. - 97,6%),
В структуре доходов преобладают доходы от оплаты труда – 55%.
В 2021 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Мордовия, составила 34 499 рублей (14 место в округе и 75 место в РФ, ПФО– 41 129 рублей, РФ – 57 244 рубля) или 110,9% к уровню 2020 года (данные Мордовиястат).
Значительную долю в структуре - третью часть (31,8%) - занимают социальные выплаты.
Отмечается тенденция роста удельного веса доходов от занятия предпринимательской деятельностью в структуре доходов (+1,4%).
Этому способствовали мероприятия социального контракта, в рамках которого в 2021 году 882 гражданам оказано содействие при открытии собственного дела.
В структуре расходов домохозяйств преобладают траты на питание: порядка половины своего дохода (46,6%) население направляет на приобретение продовольственных товаров.
Существенную долю составляют расходы на оплату ЖКУ (10,5%) и транспортные услуги (9,4%), причем расходы на транспорт имеют тенденцию к росту (+1,6% к уровню 1 полугодия 2021 года).
Существенно снизились затраты граждан на отдых - 3,9%.
Снижение в два раза уровня бедности является одним из показателей, характеризующих достижение к 2030 году национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», обозначенной Президентом России.
По предварительным данным статистики в 2021 году уровень бедности в республике составил 16,5% .
К 2030 году этот показатель должен составить не более 9,1% и для его достижения утверждена соответствующая Региональная программа.
Снижение бедности представляет собой целый комплекс работ: это и экономика, и занятость, и социальная поддержка. В связи с этим, важнейшими мероприятиями Региональной программы являются повышение уровня заработной платы темпами выше среднероссийских, повышение уровня занятости населения и адресное оказание мер социальной поддержки.
Остановлюсь подробнее на ключевых направлениях, реализуемых Министерством, и начну с рынка труда, находящегося на особом контроле.
Ключевую роль в формировании бюджета любой семьи играет заработок родителей. Важны стабильность на рынке труда, своевременная выплата заработной платы, поддержка государства в поиске новой работы.
На фоне осложнившейся экономической ситуации в связи с введением в отношении России ограничительных мер экономического характера работа республиканской службы занятости ориентирована на проактивное взаимодействие с работодателями, осуществляемое с учетом методических рекомендаций Минтруда России..
Организовано отраслевое закрепление сотрудников центров занятости за конкретным предприятием и их сопровождение. Совместно с кадровой службой предприятия определяется оптимальная траектория по сохранению трудового коллектива. В 2022 году были реализованы 122 индивидуальных плана поддержки компаний, что позволило сохранить занятость 98,9% работников, находящихся под угрозой увольнения.
В 2022 году отмечено снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6%. К концу года в службе занятости зарегистрированы 2,6 тысяч безработных граждан, что почти на 30% ниже показателя на начало года.
Сохранению стабильной ситуации на рынке труда способствовала реализация межведомственного Комплекса мер по сохранению занятости населения в Республике Мордовия в 2022 г., который носит межведомственный характер (утв. распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27 января 2022 года № 17-Р с изменениями от 24 марта 2022 г.).
Итогом реализации его мероприятий стало восстановление и сохранение занятости более 60 тысяч человек, что в полтора разы выше, чем мы планировали в начале прошлого года.
Задача восстановления допандемического показателя численности занятого населения для республики - 419,1 тыс. чел. - в 2022 году выполнена. Уровень общей безработицы в среднем за сентябрь-ноябрь 2022 г. составил до 3,5% (в среднем за 2021 год - 4,2%).
Мониторинг рынка труда республики, осуществляемый в ежедневном режиме, фиксирует относительно стабильную ситуацию: увеличение безработицы и роста числа обращений в службу занятости не отмечается.
Многие кадровые вопросы и связанные с ними отношения решаются сегодня в электронной плоскости – на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или ЕЦП.
Переход на предоставление государственных услуг через ЕЦП начался более года назад, в ноябре 2021 года, что сделало более эффективным взаимодействие работодателей и соискателей с центрами занятости населения.
Для жителей республики работодателями на цифровой платформе опубликованы 8 тысяч вакансий, в том числе 6,0 тыс. вакансий - по рабочим профессиям.
Количество предложений от работодателей в 3 раза превышает численность граждан, обратившихся в службу занятости за поиском работы.
Больше всего позиций (почти треть, 29,9%) открыты в промышленности - 2,5 тыс. вакансий.
При этом на рынке труда наблюдается серьёзный дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов, а также дефицит вакансий, являющийся характерной чертой рынка труда сельских населенных пунктов.
Компании запрашивают труд определенного качества и в определенном количестве, но с заниженной ставкой заработной платы. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Поэтому объектами регулирования дисбаланса выступают: заработная плата, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения работников.
Уровень средней заработной платы по заявленным вакансиям составляет 33,1 тыс. руб. или 86,2 % от номинальной заработной платы работников организаций в целом по Республики Мордовия за октябрь 2022 г. (38,4 тыс. руб.)
Третья часть всех заявленных вакансий по отдельным отраслям - с уровнем заработной платы менее 25,0 тыс. руб. (2707ед. из 8091ед.): промышленность –20,0% или 473 ед. из 2419; строительство – 28,0% или 54 ед. из 194 ед.; транспорт – 25,0% или 155 ед. из 623 ед., сельское хозяйство – 31,0 % или 209 ед. из 680 единиц.
Отделу трудоустройства (Егорова О.В.) совместно с центрами занятости необходимо усовершенствовать и расширить комплекс услуг по подбору персонала для секторов, которые активно нанимают персонал в текущих условиях.
Для обеспечения потребности в необходимых работниках, с использованием в том числе дистанционных каналов, работодателям необходимо разместить сведения о потребности на Едином цифровом портале «Работа России».
Данная обязанность по размещению вакансий на Единой цифровой платформе определена Федеральным Законом о занятости населения (статья 25).
В итоге размещенные вакансии будут доступны для жителей всех субъектов Российской Федерации, что позволит расширить возможности по замещению свободных мест.
Важно, чтобы работодатели представили качественные характеристики по имеющимся вакансиям по уровню заработной платы, условиям труда, социальному пакету, а также предусмотрели возможность обеспечения жильем в случае переезда соискателя из другого района республики или другого региона.
Особенно актуальным данный вопрос является в условиях активного спроса работодателей на рабочую силу на предприятиях, включенных в реестр организаций ОПК, а также задействованных в цепочках поставок продукции в рамках гособоронзаказа..
Всего в реестре ОПК и предприятий, участников цепочек поставок, включено - 48 предприятий (37- по реестру ОПК). Потребность в работниках имеют 37 предприятий, в том числе 27 – по реестру ОПК (из 37). Общая потребность в работниках составляет более 1200 человек; из них 75 чел., (6,0 %) – инженеры по различным направлениям подготовки; 717 чел. (56,9%) – квалифицированные специалисты по рабочим профессиям; 467 чел. (37,1 %) – работники, не требующие квалификации.
Наибольшую потребность в работниках на предприятиях РУЗХИММАШ – 364 чел., «ВКМ-Сталь» - 135 чел., «Лисма» - 129 чел., «Сарансккабель» - 69 чел., «Ардатовский светотехнический завод» - 46 чел., АО «Саранский телевизионный завод» - 46 человек.
Востребованы специалисты с высшим профессиональным образованием: инженеры-конструкторы –32 чел., инженеры - технологи – 25 чел., программист – 15 человек.
Со средним профессиональным образованием востребованы следующие квалифицированные работники: токарь – 100 чел., наладчик оборудования – 41 чел., слесарь-ремонтник – 22 чел., электромонтер – 22 человека.
Предлагаемый средний уровень заработный платы по ИТР – 39,5 тыс. рублей (22,0- 55,0 тыс. руб.); по квалифицированным работникам рабочих профессий - 33,6 тыс. руб. (от 18,0 - 50,0 тыс. руб.).
Для оперативного заполнения свободных вакансий используются как механизмы государственной поддержки по линии Минтруда России, так и направления на работу студентов выпускных курсов (численность студентов выпускных курсов СПО по техническим специальностям - 1580 человек) с переводом на время трудоустройства на индивидуальный план обучения.
Начиная с 21 сентября прошлого года предприятиями ОПК приняты на работу 1131 работников (данные ЕЦП «Работа России»).
Отделу трудоустройства и специальных программ (Егорова О.В.) необходимо продолжить еженедельный мониторинг ситуации на предприятиях ОПК. При взаимодействии с работодателями использовать все механизмы стимулирования граждан и работодателей по подбору кадров.
В прошлом году республика активно включилась в реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, финансируемых/софинансируемых по линии Минтруда России (организации временных и общественных работ, профессиональное обучение работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения).
Это позволило обеспечить занятость около 2,5 тысяч работников.
В целом на компенсацию фонда оплаты труда и материально-техническое обеспечение временных и общественных работ организациями получены свыше 122 млн. рублей.
Организовано профессиональное обучение более 200 работников промышленных предприятий, находящихся в режимах простоя или неполной занятости.
Участие в дополнительных мероприятиях наряду с перестройкой логистических цепочек по поставке комплектующих позволили сохранить численность работников, находящихся в режимах простоя/неполной занятости.
В 2023 году мероприятия по поддержке занятости продолжатся, что обеспечит занятость порядка восьмиста работников.
Реализуемый комплексный пакет мер в текущей ситуации на рынке труда играет значимую роль в смягчении последствий увольнений, в сохранении рабочих мест и навыков, содействует занятости в основных отраслях экономики, включая уязвимые категории граждан.
Отделу трудоустройства и специальных программ необходимо эффективно координировать деятельность центров занятости для оперативного реагирования на изменения ситуации на региональном рынке труда сразу в нескольких направлениях: для ускорения возвращения на работу, адаптации навыков, смягчения потери доходов в связи с временной безработицей. При этом надо использовать ключевые компоненты комплекса мер для поддержания возможности трудоустройства наиболее уязвимых групп с нестабильной занятостью. Должен быть гибкий подход при перестройке рабочих процессов и в партнерских отношениях с работодателями.
Исполнительные органы государственной власти в рамках своего кураторства также должны содействовать активному вовлечению работодателей в реализуемые службой занятости программы, процессы взаимодействия с соискателями на Единой цифровой платформе «Работа России».
Для приобретения или развития профессиональных знаний и навыков отдельных категорий граждан, дальнейшего обеспечения их занятости проводятся мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Квота, определенная Мордовии на 2022 год, составила 1147 человек, а организация обучения осуществлялась федеральными операторами:
АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»,
ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»,
ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации».
Участники образовательного процесса стали:
лица 50+ и лица предпенсионного возраста;
женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а также безработные женщины, имеющие детей дошкольного возраста;
безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;
молодежь в возрасте до 35 лет включительно;
работники, находящиеся под риском увольнения;
лица, получившие удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, прибывшие в Российскую Федерацию с территорий Украины, ЛНР и ДНР.
В 2022 году был изменен механизм реализации мероприятия. Прием заявления от граждан и дальнейшая маршрутизация осуществлялись с использованием ЕЦП «Работа в России». Для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения органы службы занятости оказывали гражданам профориентационные услуги. Обучение позволило повысить конкурентоспособность на рынке труда почти 1300 граждан.
После прохождения обучения 1078 человек приступили к трудовой деятельности или сохранили занятость (83,0% от численности прошедших обучение).
В 2023 году работа по данному направлению будет продолжена.
Механизм профессионального обучения используется и для сохранения занятости работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения. Приобретаемые навыки и компетенции, востребованные на предприятиях в ближайшей перспективе, повышают конкурентоспособность и профессиональную мобильность граждан.
По итогам 2022 года установленные целевые показатели по профобучению выполнены. Все работники после завершения обучения приступили к трудовой деятельности.
Отделу профессиональной ориентации и профессионального обучения (Скворцова Н.Э.) во взаимодействии с центрами занятости населения необходимо актуализировать перечень востребованных образовательных программ и обеспечить выполнение установленных показателей по данному направлению, которое с текущего года будет реализовываться в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», а объем финансирования составит 3,5 млн. руб.
Одним из важных направлений является оказание содействия в трудоустройстве гражданам, освобождающимся из мест лишения свободы. Задача «вовлечения осужденных в экономическую деятельность» поставлена Главой Республики Мордовия Артемом Алексеевичем Здуновым в Послании Государственному Собранию на 2023 год.
Ежегодно около 60 граждан данной категории (0,2% от численности обратившихся) обращаются в центры занятости населения. Они испытывают сложности с трудоустройством, в том числе в связи с утратой навыков по имеющейся профессии или их полным отсутствием, невозможностью подтвердить квалификацию
Во взаимодействии с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и командой регионального сервисного уполномоченного предложен механизм организации прохождения осужденными на базе Исправительных учреждений независимой оценки квалификации с получением соответствующего сертификата и последующего их трудоустройства на основании договора, заключаемого между УФСИН, работодателем и гражданином.
Получение сертификата не даёт возможность потенциальному работодателю (при наличии вакансии) отказать в трудоустройстве по причине «отсутствие соответствующей квалификации», а отказ в трудоустройстве по иным причинам, не связанным с деловыми качествами, запрещен Трудовым кодексом Российской Федерации и накладывает на работодателя соответствующие меры ответственности.
Для реализации данного предложения подписано соответствующее Соглашение между Правительством Республики Мордовия, УФСИН, Национальным объединением строителей «Нострой», Национальным агентством контроля сварки (НАКС) и аккредитованным на территории республики Центром оценки квалификаций.
Экзаменационные центры на базе ИК-10 и ИК-11 будут открыты в феврале 2023 года.
Инициатива нашла поддержку со стороны Агентства стратегических инициатив (вошла в топ-10 лучших идей и заняла 4 рейтинговое место из 26 регионов-участников) и предложена к масштабированию на территории России.
Задача службы занятости под руководством заместителя Министра Биушкиной Т.М. и начальника отдела Егоровой О.В.– принять превентивные меры (формирование банка вакансий с потенциальными работодателями исходя из реестра освобождающих граждан в разрезе профессии и пожеланий к будущей работе, понимание проблемных вопросов граждан после освобождения в части наличия жилья, оформления документов и т.д., которые помогут осуждённым после освобождения спланировать взаимодействие с потенциальным работодателем и будут способствовать скорейшей социальной интеграции граждан в общество. При организации работы необходимо использовать федеральные меры поддержки по стимулированию граждан и работодателей при трудоустройстве: программа социального контракта, общественные работы, субсидирование найма отдельных категорий граждан.
Повышение эффективности деятельности службы занятости невозможно без модернизации самих центров занятости, начавшейся в 2019 году. Центры занятости преобразованы в обновленные кадровые центры, а содействие гражданам в поиске работы и работодателям в подборе необходимых работников оказывают кадровые и карьерные консультанты.
За 4 года (2019-2022 гг.) проект реализован в Саранском (флагман), Рузаевском, Краснослободском и Зубово-Полянском центрах занятости.
Однако важны не только визуальные изменения. Прежде всего, обновленные центры занятости сфокусированы на интересах человека, его профессиональном развитии и благополучии.
Принципами работы новых центров занятости являются «клиентоориентированность» и «проактивность».
Пилотные центры занятости разработали комплексы услуг по 8 жизненным ситуациям для граждан («содействие занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста», «содействие занятости молодежи», «содействие предпринимательсву» и др.) и 8 бизнес-ситуациям для работодателей («модернизация производства», «сопровождение бизнеса», «массовой подбор работников», «сезонные работы» и др.).
По результатам рассмотрения Минтрудом России региональной заявки Мордовия вошла в перечень субъектов второй очереди (2024 год) по реализации проекта «Комплексная модернизация службы занятости». Уже в текущем году запланированы организационные мероприятия по созданию централизованной системы управления центрами занятости населения (объединение в одно юридическое лицо), в 2024 г. – Единые требования к деятельности службы занятости будут внедрены во всех учреждениях республики (проведение текущего ремонта, приведение ЦЗН к единому фирменному стилю, внедрение комплексного подхода предоставления госуслуг с учетом жизненных и бизнес-ситуаций граждан и работоадтелей).
Общий объем финансирования по проекту на 2024 год составляет свыше 146,0 млн. рублей, причем практически все эти средства – федеральные.
Не менее важен и тот факт, что в рамках проекта и сотрудники центров занятости повысили свою квалификацию: более 80% сотрудников прошли обучение на площадке РАНХиГС полностью за счет средств федерального бюджета.
Модернизированная служба занятости должна стать эффективным инструментом реализации профессионального потенциала граждан и обеспечения работодателей кадрами с необходимой квалификацией.
Перед нами стоит задача проведения в республике полноценной модернизации центров занятости до 2025 года и обеспечения внедрения Единых требований к их деятельности. Поручаю начальнику отделу трудоустройства и специальных программ (Егорова О.В.) организовать данную работу.
В течение 2022 года осуществлялась реализация регионального плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений (утвержденного в 2021 году до 2024 года). В связи с введением моратория на проведение контрольных мероприятий эта деятельность носила превентивный (разъяснительный) характер, а также создавались условия для осуществления гражданами трудовой деятельности в официальном порядке, в том числе посредством заключения социальных контрактов, содействия в регистрации в качестве самозанятого населения и в качестве ИП.
Заместителю Министра Биушкиной Т.М., отделу трудовых отношений (Матянин Е.А.) необходимо продолжить мониторинг выполнения регионального плана и реализацию его мероприятий в рамках имеющихся полномочий.
Важным инструментом в формировании долгосрочного источника доходов граждан является социальный контракт, используемый для трудоустройства, открытия собственного дела, развития личного подсобного хозяйства, преодоления трудной жизненной ситуации. С 2021 года он получил федеральное софинансирование по всей стране, а наша республика в числе 21 региона реализует мероприятия соцконтракта на условиях федерального софинансирования с 2020 года.
В 2022 году на реализацию данной программы направлено почти 383 млн.рублей, заключены более 3,5 тысяч социальных контрактов, которыми охвачены порядка 10 тысяч человек.
Более половины из них смогли добиться долгосрочного изменения своего материального положения: 79,9% получателей зафиксировали увеличение доходов именно после завершения соцконтракта; 32,2% преодолели порог бедности и сформировали уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи выше, чем один прожиточный минимум.
По итогам 2022 года процентные показатели численности получателей по каждому направлению, установленные Минтрудом России, выполнены.
Самым популярным и действенным инструментом выхода из трудной жизненной ситуации является мероприятие по поиску работы: в 2022 году заключены более 1800 социальных контрактов, а это свыше 50% от их общего числа (51,6%). Доведенный целевой показатель (не менее 20% заключенных соц.контрактов) перевыполнен более чем в два раза.
При непосредственном участии центров занятости трудоустроены около 1700 человек.
Предпринимательскую деятельность зарегистрировали 713 малоимущих граждан. За последние два года количество желающих заключить социальный контракт по данному направлению резко возросло, превысив установленный показатель (не менее 10% заключенных соц.контрактов) и составило почти 20% от общего числа соц.контрактов. Следует отметить, что из общего числа заключенных социальных контрактов более 90 % созданных ИП продолжают свою деятельность.
Регистрация гражданами собственного дела, реализация новых товаров и услуг, встраивание во внутриреспубликанскую кооперацию влияют на структуру доходов населения.
Так, доля доходов от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения в 2021 году выросла на 1,4% к уровню 2020 года.
Выдержаны и целевые показатели по ведению личного подсобного хозяйства и иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации.
Более половины единовременных выплат на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (55,7%; 471 контрактов) и ведению личного подсобного хозяйства востребованы в сельских районах, из них каждый второй заключили малообеспеченные семьи с детьми (57,2%; 484 семьи). С помощью полученных средств (с 1 июля 2022 года размер единовременного денежного пособия увеличился до 350 тыс. рублей для потребностей осуществления предпринимательской деятельности и до 200 тыс. рублей по ведению личного подсобного хозяйства) граждане приобретают крупный рогатый скот, сельхозтехнику, что позволяет не только производить продукты питания, но и обеспечивать себе стабильный заработок.
Не менее востребовано в рамках социальных контрактов бесплатное профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.
За 2022 год около тысячи человек обучались или повышали квалификацию не только по новым профессиям, но и по программам основ предпринимательства, финансовой грамотности, принципов подготовки бизнес-плана, что повышает эффективность социального контракта. Выстроена система оценки эффективности работы в рамках соцконтракта с микрокредитной компанией Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия - Центр «Мой бизнес».
В этом Центре можно получить все необходимые услуги для начала и ведения предпринимательской деятельности по принципу «одного окна»: бесплатную консультационную помощь по вопросам разработки бизнес-плана, оказания кредитно-гарантийной поддержки, а также посетить обучающие мероприятия, в том числе в онлайн-формате, с использованием цифровой платформы АИС «Мой бизнес».
В Фонде поддержки предпринимательства самозанятые могут получить льготный заем по ставке 3,75% годовых, как и начинающие предприниматели.
Для комплексного подхода к развитию начинающего бизнеса, специально для тех физических лиц, которые прошли обучение, заключили социальный контракт и получили до 350 тыс. рублей на открытие своего дела, Фонд предоставляет заём до 200 тысяч рублей без залога и поручительства.
Таким образом, у самозанятых и начинающих предпринимателей есть возможность дополнительно привлечь ресурсы по сниженной процентной ставке.
Самая главная цель программы соцконтракта – выход семьи из трудной жизненной ситуации. До республики доведены два показателя в части увеличения доходов граждан:
22,8% граждан, заключивших социальный контракт, должны преодолеть порог бедности, и у 61,4% граждан среднедушевой доход должен увеличиться по окончании срока действия соц. контракта.
По результатам мониторинга к началу 2023 года более трети малоимущих граждан (32,2%) преодолели порог бедности, что почти на 10% выше значения на 2022 год, установленного для республики; у 80% граждан среднедушевой доход увеличился по окончании срока действия соц. контракта.
Сегодня на совещании присутствуют заместители Глав муниципальных районов и городского округа Саранск. Уже четвертый год мы вместе с вами осуществляем работу в данном направлении. В январе до муниц